1971

Проверка или контроль?

В управлении комитета по правовой статистике и спецучетам прокуратуры Шымкента отреагировали на нашу публикациюКодекс кодексу рознь, высказав свою точку зрения на то, в каких случаях и как нужно привлекать к ответственности предпринимателей, в работе которых потребители обнаружили брак, в условиях действия в стране моратория на проверки малого и среднего бизнеса.

Проверка или контроль?

По словам и. о. начальника указанного управления Мухтара МУСИРОВА, во всех шести фактах привлечения к адмответственности предпринимателей в этом году, о которых я рассказала в своем материале, сотрудники департамента техрегулирования и метрологии Шымкента нарушили действующий мораторий на проверки.

- Требование о регистрации проверок задним числом мы не предъявляли! - подчеркнул прежде всего Мухтар Мусиров. - Управлением установлено, что должностные лица департамента в рамках рассмотрения жалоб и обращений граждан вызывали к себе предпринимателей. Согласно пункту 1 статьи 140 Предпринимательского кодекса, запрос необходимой информации, касающейся предмета жалобы, является проверкой. Однако акты о назначении проверок в отношении этих шести предпринимателей не выносились и не регистрировались в органах правовой статистики.

В целях устранения нарушений прокурорское управление и потребовало от департамента техрегулирования признать уже уплаченные предпринимателями административные штрафы как результат проведения незаконных проверок и выставить информационно-учетные документы о них в базе данных.

Что касается работы по жалобам граждан, то при необходимости проведения проверок департаменту необходимо руководствоваться Предпринимательским кодексом и, главное, регистрировать их в органах правовой статистики и спецучетам. Но поскольку до 1 января 2023 года действует мораторий на проверки МСБ, то проводить их следует только в исключительных случаях: при массовой угрозе жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку, а также конституционному строю и нацио­нальной безопас­ности. И только на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа. Одним словом, сразу обращаться в вышестоящий орган, не принимая самостоятельных решений.

Между тем свое мнение по рассматриваемой теме есть и у Министерства юстиции. Там согласны с тем, что повод к возбуж­дению дела об административном правонарушении по статье 802 КоАП (непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения адмправонарушения) - это результат проверки, которая должна проводиться в порядке, установленном Предпринимательским кодексом. Однако производство дел, возбужденных на основании материалов, поступивших из правоохранительных и других госорганов, а также на основе сообщений или заявлений физических и юридических лиц, СМИ, показаний спецсредств и приборов фиксации проводится без привязки к Предпринимательскому кодексу. Таким образом, мораторий на проведение проверок и профилактического контроля и надзора, считают в Минюсте, не распространяется на производство дел, возбужденных на основании подпунктов 2, 3, 4 и 5 части 1 статьи 802 КоАП.

Впрочем, точку в этой теме - о том, как следует реагировать контролирующим органам на жалобы отдельных потребителей по поводу качества товара или оказанных услуг предпринимателей при действующем моратории на проверки МСБ - ставить, похоже, еще рано. Департамент техрегулирования и метрологии Шымкента подал апелляционную жалобу, оспаривая решение специализированного межрайонного суда, поддержавшего позицию прокуратуры.

Алиса МАСАЛЁВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Шымкент

Цифры в тему:

- Более 650 лиц наказали за незаконные проверки бизнеса с начала этого года.

- По нарушениям в сфере предпринимательства внесено 845 актов надзора, отменено 5,5 тыс. адмвзысканий на сумму свыше 212 млн тенге, пресечено и отменено более 6,2 тыс. незаконных проверок и иных форм контроля.

По информации пресс-службы Генпрокуратуры

Поделиться
Класснуть

Свежее