1682

Тарифы на комуслуги будут расти из-за удорожания угля и повышения... зарплат энергетиков

Свет в окне

Министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ посетил Алматы, чтобы лично ознакомиться с тем, как продвигаются дела по переводу главной городской ТЭЦ с угля на газ. И нашел время пообщаться с журналистами.

- Какие контрмеры вы приняли после электрошока 25 января, когда в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане одновременно произошел сбой электроснабжения (см. “То потухнет, то погаснет”, “Время” от 26.1.2022 г.)?

- Действительно, с негативной точки зрения тогда произошло большое событие. В истории энергетики не помнили такого масштабного отключения, чтобы система одной из соседних стран - Узбекистана - практически “села” на ноль. Наши энергосистемы находятся в одном центральноазиатском кольце, это наследие еще старых времен. Когда возникает такая проблема, техническая система начинает осуществлять перетоки.

В Казахстане еще до этой ситуации было принято решение установить релейную защиту (комплекс устройств и мер, предназначенных для быстрого автоматического выявления и отделения от электроэнергетической системы поврежденных элементов в аварийных ситуациях с целью обеспечения нормальной работы. - Е. Т.) как раз для того, чтобы предотвратить такие случаи. К счастью, наша автоматика сработала, и система не рухнула. Мы смогли восстановить ее через четыре часа в отличие от наших соседей, у которых ушло на это почти двое суток.

Кстати, во время этой ситуации мы выявили один пробел: у нас шла подпитка с подстанции “Фрунзе”, которая находится на территории Кыргызстана. Когда разъединилось кольцо, подпитка выпала. Для того чтобы усилить нашу южную зону и чтобы система продолжала работать без сбоев, мы приняли решение построить дополнительную линию мощностью 500 кВт. Если еще раз такое произойдет, чтобы оно не привело к отключению системы. Сейчас KEGОC, как национальный оператор, занимается реализацией этого проекта.

- В апреле прошлого года выросли предельные тарифы сразу 37 энергопроизводящих станций. Из-за этого повысились и тарифы на все остальные комуслуги. Чего ждать в этом году?

- Да, Министерство энергетики утверждает предельные отпускные цены за киловатт для энергопроизводящих станций. В этом году 15 июня мы разместим прогнозные показатели по оптовой цене и, наверное, уже 1 июля должны будем их утвердить. Проект будет открыт для публичного обсуждения. Сразу скажу: повышение будет. Оно будет связано с тем, что подорожал уголь, выросли транспортные расходы. Один из самых проблемных вопросов - заработные платы людей, которые работают в энергосистеме Казахстана. Очень низкие зарплаты, к сожалению, приводят к оттоку специалистов, а это грозит неустойчивой работой системы. Нам нужно что-то делать, чтобы удержать кадры.

- На сколько процентов вырас­тут тарифы? И как это скажется на потребителях?

- Общую цифру назвать сложно: у каждой станции своя себестоимость и свое топливо. Даже если я назову вам среднюю цифру, она ни о чем не скажет. В приказе, который мы разместим для публичного обсуждения, вы увидите, какое повышение предполагается по каж­дой группе энергопроизводящих организаций. Но однозначно мы не будем закладывать в тариф что-то, связанное с доходностью этих станций. Такого не будет!

- Депутаты парламента предлагают ввести отдельный повышенный тариф для майнеров…

- Да. И мы предлагаем. Чтобы был дифференцированный подход. Будет справедливо, если у компаний, занимающихся майнингом криптовалюты, и предприятий, которые 100 процентов ориентированы на экспорт продукции, тариф будет выше, чем у населения.

- Будут ли убирать ненужных посредников в цепочке “производитель - транспортировщик - снабженец”? К примеру, “Алматинские тепловые станции” производят электроэнергию, “Алатау Жарык компаниясы” транспортирует ее по сетям, а “АлматыЭнергоСбыт” распределяет по домам и квартирам. И все эти услуги и затраты сидят в тарифе для населения…

- Действительно, снабженческая надбавка значительно большая. Сейчас идет обсуждение этого вопроса. Однозначно мы хотим сократить посредников в разы. Для этого надо найти правильную модель рынка. Нам предстоит масштабная работа по обновлению всех станций и строительству новых. Предстоит и обновление сетей. Магистральные еще в более-менее хорошем состоянии, а вот распределительные требуют ремонта. Для всего этого нужны деньги, нам придется искать внут­ренние резервы, чтобы это не привело к значительному повышению тарифа.

- Алматы и Алматинская область считаются энергодефицитным регионом. Все время происходят энергосбои. Как планируется решать проблемы с мощностями из-за повсеместного строительства и нагрузки на существующие электросети?

- Действительно, дефицит, который не производится внутри региона, составляет здесь порядка 20-25 процентов. Он покрывается из национальной электрической сети. Но сейчас мы реализуем программу модернизации всех трех ТЭЦ в Алматы. Самый приоритетный и капиталоемкий проект - это ТЭЦ-2. С одной стороны, мы хотим заменить уголь на газ, чтобы улучшить экологию, с другой стороны, увеличить мощности до 600 МВт. Первый пусковой комплекс на 200 МВт планируется ввести в эксплуатацию к концу 2023 года. То есть уже тогда вы сами почувствуете в городе, что стало сгорать меньше угля.

После модернизации теплоэлектроцентралей потребности региона можно будет покрыть с профицитом, то есть с избытком! Все это как раз сделано с учетом массового строительства, ведь город растет. И плюс заодно решатся проблемы с теплоэнергетикой тоже.

- Какие еще проекты планируете? Ведь дефицит электроэнергии будет нарастать с каж­дым годом…

- Однозначно будет. Атомную станцию можно построить за десять лет, но мы не можем столько ждать. Сейчас мы проводим полную ревизию станций. Уже закончили обследование 30 критичных станций, осталось еще 10. Мы полагаем, что нужно не просто менять топки на газ на старых станциях, а строить совершенно новые газовые станции. Угольные станции, скорее всего, придется консервировать - на случай, если вдруг возникнет какая-то нештатная ситуация с одним из видов топлива.

Сейчас в Шымкенте реализуется проект парогазовой станции на 450 МВт. Недавно мы приняли решение провести аукцион на стро­ительство еще двух новых станций: в Кызылорде на 250 МВт, в Туркестанской области на 1 Гвт. Плюс реконструкция блоков ГРЭС-1 и третьего блока на ГРЭС-2 в Экибастузе, возможно, добавим туда еще два блока. Плюс возобновляемые источники энергии…

- А какова доля этих ВИЭ в тарифе для населения? Сколько платит обычный потребитель?

- По итогам прошлого года было в общем произведено 114 млрд киловатт-часов электроэнергии, из них четыре с небольшим миллиарда - это ВИЭ. В этом году произведем, наверное, столько же. Это три процента, то есть те обязательства, которые мы брали на себя в рамках Парижского соглашения. Мы их выполнили и даже сделали чуть больше. Система работает следующим образом: есть расчетный финансовый центр по ВИЭ, он находится под управлением Министерства энергетики. Он выкупает всю возобновляемую электроэнергию, она же дороже традиционной. А потом сумма распределяется на каждого потребителя. Когда вы оплачиваете счета, там указано: 1 тенге 57 тиын - доля ВИЭ. Это в счетах у каждого, вы платите такую сумму, и я тоже. К 2030 году ВИЭ в системе энергетики должно быть 15 процентов.

Буквально на днях мы подписали предварительное соглашение с одной компанией на строительство ветрогенератора мощностью 1 ГВт с батарейными накоплениями. Это в районе озера Балхаш. В часы пик ветровая электроэнергия будет поставляться в сеть для поддержания устойчивости и надежности.

- В июле будет снят мораторий на ГСМ. Какие меры будет принимать Минэнерго, чтобы их стоимость не выросла? Ходят слухи, что сейчас ГСМ продается ниже себестоимости…

- По поручению главы государства приказом министерства были установлены предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов сроком 180 дней. Но ГСМ не продается ниже себестоимости! К примеру, сегодня средняя стоимость бензина АИ-92 составляет 181 тенге за литр, АИ-95 - 213 тенге, дизтоплива - 230 тенге. Здесь вопрос о маржинальности рынка в целом. Мы предлагаем улучшить систему распределения ГСМ, убрать так называемых непродуктивных посредников, участвующих в ценообразовании. Это те, кто не принимает участия ни в переработке нефти, ни в ее транспортировке и не имеет в наличии тех же нефтебаз, заправочных станций.

По истечении 180 дней во избежание резкого роста цен на газ Министерство энергетики совмест­но с комитетом государственных доходов будет контролировать оборот сжиженного нефтяного газа, реализуемого на внутреннем рынке страны. Значительного роста на так называемый массовый бензин сортов АИ-92 и АИ-93 не будет, так как в Министерстве энергетики этот вопрос будут регулировать до вступления законодательных поправок в силу и пока не уберут посредников.

А что касается стоимости премиального бензина класса АИ-95, АИ-96 и АИ-98, то государство также будет регулировать необоснованное повышение цен. Но жесткого контроля не предполагается. То же самое касается и дизельного топлива: следующие 180 дней цены на него расти не будут. Это делается для того, чтобы прошла мягко осенняя уборочная кампания, ведь много сельхозтехники пользуется таким топливом.

- Планируют ли ограничить вывоз и торговлю топливом через границу Кыргызстана? Недавно сообщали, что через пункт “Кордай” в день проезжает более 500 машин, вывозящих бензин в бензобаках в соседнюю страну.

- Если сказать откровенно, то сегодня производство бензина, дизельного топлива в Казахстане достаточно для внутреннего потребления. Это та задача, которую мы должны были решить к 2017-2018 году. Три крупных завода модернизированы, топлива достаточно. Теперь проблема с пересечением границ. Идет несанкционированный переток. Приезжают огромные фуры с пустыми баками, заправляются здесь, выезжают и на границе заправляются еще раз. Как бы не получилось так, что эти фуры стали устанавливать дополнительные баки. Я видел: есть даже на пять тонн!

Мы живем в рамках Евразийского союза как с Кыргызстаном, так и с Российской Федерацией. У нас нет таможенных постов на границе, это оговорено в рамках Союза. Более того, чтобы решить вопрос несанкционированного перетока, у нас уже есть соглашение о взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами с Российской Федерацией, там уже есть контроль. А такое же соглашение с Кыргызстаном находится еще в стадии переговоров. В этом году надеемся его подписать. Вообще, планируем ввести ограничения на транзит и эксплуатацию больше­грузного транспорта с непаспортизированными баками. То есть если в паспорте транспорта указано три бака, а по факту будет пять, то это незаконно.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть