4833

Государство станет слышащим, когда общество начнёт говорить

Депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА после народного плебисцита ждет обновления парламента и правительства и считает, что все граждане должны принять участие в референдуме 5 июня.

Государство станет слышащим, когда общество начнёт говорить

- Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ инициировал серьезные поправки в Конституцию и предлагает всему народу рассмотреть их - показать свое отношение к этому вопросу, задуматься о том, что происходит в стране, понять, что мы можем сделать для ее развития, - начинает наш разговор парламентарий. - Люди должны почувствовать, осознать, что наступает новое время - Жана Казахстан, Вторая республика.

- Все говорят про Жана Казахстан, но ощущение такое, что пока мало кто понимает, что это значит.

- Ну почему же? Мне кажется, люди уже почувствовали перемены. Жана Казахстан - Казахстан, в котором главенствуют законность и справедливость, честно работает судебная система, к власти приходят лучшие. Почему Вторая республика? Страна становится иной, меняется институционально. От суперпрезидентской формы (когда решение принимал один человек, и только от него зависело, как мы будем жить) переходит к президентской. Отныне большую роль будут играть общество и в особенности парламент. Я в это верю.

- Усиление роли парламента - не только полномочия, но и ответственность. Не получится отсидеться за спинами коллег, как это было раньше. Сами депутаты к этому готовы?

- Соглашусь, что роль парламента иной раз была не столь актуальной и решения принимались… Не то что мы не были вовлечены в законотворческий процесс - мы активно в нем участвовали. Вспомните баталии вокруг проекта Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения” - депутаты мажилиса исключили самые спорные статьи, какие-то изменили и доработали. Это лишь один пример. Президент правильно говорит: нужно повысить ответственность каждого госслужащего.

- Как можно повысить ответственность депутатов за принимаемые решения?

- Принял мажилис закон, но он оказался нежизнеспособным, сырым или обслуживающим интересы какой-то группы людей - нужно отзывать тех депутатов, которые над ним работали! Это и есть ответственность каждого. Парламент тоже будет меняться: депутатами смогут стать самовыдвиженцы, беспартийные, ведь выборы будут проходить и по мажоритарной системе: избиратели отдадут голос за конкретного кандидата, а не только за партию, как сейчас (для этого в дальнейшем нужно будет изменить закон о выборах). Когда новые люди придут в новый парламент, мы увидим разницу. Но это следующий этап, одним референдумом невозможно решить все вопросы.

Я думаю, мажилисмены будут меняться. У них не останется иного выхода. Вы посмотрите, они стали активнее писать в соцсетях: я встретился с гражданами, я сделал запрос…

- Написать-то можно все что угодно...

- Однако уже не получается отсидеться за спинами коллег, как вы говорите, - приходится встречаться с людьми. А они не стесняясь говорят о проблемах и называют тебя тем, кто ты есть на самом деле. В лицо бросают: “Не сидите, а делом занимайтесь!”. Сейчас уже нет такого: нагнали людей и они молча слушают. Люди спрашивают, спорят, просят помочь. Изменения произошли после января, это заметно.

Сильный президент, влиятельный парламент и подотчетное правительство - это та форма, которую предложил глава государства. Сегодня, увы, парламент не обладает полномочиями, о которых говорит Касым-Жомарт Токаев. Последнее слово, как ни удивительно, за правительством. Я, как депутат, вношу поправку в закон (вот недавно предлагала не отнимать последнее жилье у заемщиков, даже если оно является залоговым), а мне отвечают: правительство не поддержит.

Извините, если вопрос стоит так, зачем тогда вообще предлагать поправки? Ведь любые предложения, касающиеся дополнительного финансирования, отметаются. Без объяснения причин. Когда мы повысим ответственность мажилиса, сможем спросить у правительства: “Почему вы отклонили наши предложения? Обоснуйте!”.

- Разве референдум на это повлияет?

- Референдум изменит отношение к мажилису - это первый этап. Следующий - формирование иных подходов работы правительства. Не может все наладиться в один момент. Но перемены будут, и, думаю, скорые. Раньше законопроект могли рассматривать месяцами, иногда - годами. Сначала в мажилисе, потом в сенате парламента. Теперь этап сената исключат, на работу с законопроектами будет уходить меньше времени. Это опять же мобилизует депутатов. Я надеюсь, в скором времени поменяется правительство - у нас есть граждане, способные занять эти должности и двигать страну вперед.

- Какие поправки в Конституцию вам представляются особенно важными?

- Родственники президента не смогут занимать посты в государственном и квазигосударственном секторах. Никому не нужно объяснять, насколько это важно для Казахстана. Это посыл всем: ребята, мы понимаем, что у руководителей очень талантливые дети, но пусть они строят карьеру в другой сфере, подальше от государственных денег. Таким образом, власть и бюджет разделяются - для меня это важно.

Глава государства не состоит ни в какой партии - тоже здорово.

Важнейшая мера - возрождение Конституционного суда, который прекратил свое существование в 1995 году. Вместо него возник Конституционный совет, по сути, рекомендательный орган. В итоге судебная система превратилась в двухступенчатую: чтобы добиться справедливости, есть районный или городской суд, потом апелляция - все. Не надо рассказывать, каков уровень коррупции в нашем обществе (я сейчас не только судебную систему имею в виду), поэтому появление Конституционного суда, в который сможет обратиться любой человек, - очень важное новшество.

Счетный комитет преобразуют в высшую аудиторскую палату, контролирующую расходы бюджета. Она будет отчитываться два раза в год вместо одного. У палаты появится более широкий спектр полномочий: не просто считать, проверять - давать рекомендации, ведь деньги у государства есть, но все мы видим, как их расходуют.

Недавно я была в алматинском интернате для детей с особеннос­тями развития. Вообразите: его не ремонтировали с середины прошлого века! Зашли в мастерскую, где занимаются ребята. Мне говорят: это бывший госпиталь, который построили еще во времена Великой Отечественной войны! И он практически не изменился - старенькие окна, двери, пол. Неужели у государства нет денег на ремонт этого интерната? Есть. Просто тратят их на другие цели.

В начале года казахстанцы пережили страшные события, сейчас весь мир сотрясают катаклизмы - наша жизнь точно не будет прежней. Лично я и, думаю, все мы надеемся, что она станет лучше. Но это лишь вероятность, события могут развиваться совершенно по другому сценарию, если мы не будем активными.

- Если будем молчать?

- Конечно, государство станет слышащим, когда мы начнем говорить. И мы это делаем, все громче и громче. Результаты есть. Гражданские активисты добиваются многого, их голос сложно игнорировать, хотя чиновники и пытаются. Но этого мало - надо идти на референдум. Он будет считаться состоявшимся, если участки посетят более 50 процентов граж­дан, имеющих избирательное право. 5 июня нужно встать с дивана и проголосовать!

Оксана АКУЛОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть