Историю напишут граждане
Что предлагается изменить в Основном законе
Две статьи Конституции о статусе и полномочиях первого президента изменят, если за это проголосуют казахстанцы на референдуме 5 июня. Как именно могут измениться формулировки этих статей, как пройдет референдум и какая агитация допустима перед всенародным опросом - выяснял корреспондент “Времени”.
На референдуме голосующим выдадут бюллетень, где будет всего один вопрос:
“Принимаете ли вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан”, опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?” То есть все внесенные в Конституцию изменения объединили в один законопроект.
Секретарь Центральной комиссии референдума (ЦКР) Мухтар ЕРМАН рассказал корреспонденту “Времени”, что изменения, касающиеся первого президента, внесли в пункты 91-й и 46-й статей Конституции.
Так, в действующем Основном законе пункт 2 статьи 91 гласит: “Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус являются неизменными”.
В законопроекте, который выносится на референдум, в указанном пункте конституционной статьи предлагают убрать фразу “заложенные основателем независимого Казахстана, первым президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус”. То есть статус Назарбаева и его роль как основателя государства предлагается исключить.
- Сенаторы в четверг приняли поправку об исключении из закона о референдуме пункта о том, что на референдум нельзя выносить вопрос об изменении основополагающих принципов деятельности республики, заложенных основателем независимого Казахстана - Елбасы, и статуса первого президента. Эта норма из закона о референдуме исключена, так как за нее проголосовали сенат, мажилис, и ее уже подписал глава государства, - отметил Ерман.
Наряду с этим из статьи 46 Основного закона предлагается исключить пункт 4: “Статус и полномочия первого президента Казахстана определяются Конституцией республики и конституционным законом”.
- Если будет принят закон о поправках в Конституцию, то депутаты допускают, что в дальнейшем будут внесены соответствующие изменения и в конституционный закон о первом президенте. То есть это уже следующий этап законотворчества, - считает секретарь ЦКР.
Тем временем член рабочей группы по внесению изменений в Конституцию профессор конституционного права Марат БАШИМОВ подчеркнул, что согласно 12-й статье Основного закона права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, то есть не зависят от государства.
- Принципы равенства и справедливости заложены в Конституции. Основатель независимого Казахстана - народ, он же источник власти. У нас не монархия, и Елбасы - вообще не конституционное понятие. Мы убрали его, потому что оно не соответствует принципам и нормам Конституции. Выделять первого президента, который наделяется правами, прописанными в конституционном законе, также не соответствует духу Основного закона. Первый президент, второй президент - никаких привилегий не должно быть, так как все равны перед законом, - поделился мнением Башимов.
Кстати, на период проведения всенародного голосования функции ЦКР будет выполнять Центризбирком.
В пятницу на первом заседании ЦКР заместитель ее председателя Константин ПЕТРОВ рассказал о порядке проведения референдума:
- Проведение референдума основывается на принципах добровольности участия и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании.
Акиматы должны определить участки для голосования и составить список граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
- Сроки публикации состава, территориальных и участковых комиссий референдума, сведения о месте нахождения и времени работы комиссий должны быть опубликованы в СМИ не позднее чем через 10 дней после назначения референдума, а конкретно - не позднее 15 мая. В такой же срок в СМИ акимы должны опубликовать сообщения о границах участков референдума.
Агитация начинается с момента ввода указа и заканчивается в 00.00 дня, предшествующего дню голосования, то есть 4 июня.
Списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, по каждому участку подписываются акимом, решением которого образован участок, и представляются по акту за 20 дней до начала голосования, не позднее 15 мая, - сообщил Петров.
С 20 мая каждый гражданин может прийти и проверить, включили ли его в списки. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума должна оповестить граждан не позднее 25 мая.
- Проведение голосования участковыми комиссиями референдума в день голосования - с 07.00 до 20.00 по местному времени, если иное не будет установлено территориальной избирательной комиссией, - сказал Петров.
О том, как проводить агитацию, выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, могут граждане и общественные объединения, сообщила вице-министр информации и общественного развития Нургуль МАУБЕРЛИНОВА.
- Все агитационные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данный материал, о месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Под ними понимаются все материалы, которые не содержат информацию об авторе либо организациях, выпустивших данные материалы, - отметила вице-министр.
Законом о референдуме запрещается агитация в предшествующий референдуму день и в день референдума, то есть 4 и 5 июня. Все СМИ и соцсети будут мониторить на предмет противоправного контента. Материалы с признаками нарушения будут направлять в Генпрокуратуру для дальнейшего принятия мер.
По словам заместителя генерального прокурора Болата ДЕМБАЕВА, за распространение анонимных агитационных материалов предусмотрена ответственность по статье 113 КоАП, это штраф в размере 25 МРП, или 79 500 тенге.
- Не допускается агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности, подрыва безопасности государства, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родословного превосходства, а также культа жестокости и насилия. Подобные деяния влекут уголовную ответственность по статьям Уголовного кодекса за разжигание социальной и национальной розни, а также пропаганду и публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти, - предупредил Дембаев.
В завершение заседания вице-министр здравоохранения Айжан ЕСМАГАМБЕТОВА сообщила, что меры профилактики коронавируса в день проведения референдума отразят в отдельном постановлении государственного санитарного врача. Если эпидситуация ухудшится, то членов территориальных комиссий референдума на избирательные участки будут допускать при наличии паспортов вакцинации, а граждан - по Ashyq. Наряду с этим могут ввести масочный режим и социальную дистанцию.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан