2862

О зарплатах, закупках и счастливчиках

Председатель правления Фонда национального благосостояния (ФНБ) “Самрук-Казына” Алмасадам САТКАЛИЕВ объяснил, почему содержание топ-менеджеров нацкомпаний “Казатомпром” и “Казахтелеком” обходится в 1 млрд тенге в год, и ответил на критику сенатора по поводу непрозрачных закупок.

О зарплатах, закупках  и счастливчиках
Алмасадам САТКАЛИЕВ.

Во вторник в ходе совещания по вопросам реализации комплексного плана “Программы повышения доходов населения до 2025 года” журналисты спросили Саткалиева, целесообразно ли ежегодно на содержание 10-12 членов правления и совета директоров двух указанных нацкомпаний тратить по миллиарду тенге (около 6-7 млн тенге в месяц на одного руководителя), если компании не показывают роста и не выплачивают дивиденды государству.

- Нормативы были утверждены в 2016 году, и они до сих пор не менялись, - ответил глава “Сам­рук-Казына”. - По оплате труда независимых директоров надо понимать, что компании имеют различный статус, многие из них листинговые, на международных торговых площадках размещены. Наличие высококвалифицированных международных специалистов с именем говорит о прозрачности нашей деятельности, обеспечивает доверие международного инвестиционного сообщества. Нужно понимать, что именно независимые директора обеспечивают защиту всех акционеров, в том числе государства. Как правило, такие люди высокооплачиваемые.

Тем не менее пересмотр зарплат, отметил Саткалиев, уже идет. Так, в фонде “достаточно существенно - до 30 процентов - снизили оклады независимых директоров”. Зарплаты руководящих сотрудников пока не сокращали.

- Но пошли другим путем - в два раза сократили управляющих директоров, - продолжил руководитель ФНБ. - По многим компаниям фонда бонусы выплачивались очень редко, буквально один или два раза за всю историю, причем в размере одной трети от предусмотренных правилами.

Я считаю, здесь нужно думать об обратном тренде. Если мы хотим привлекать высококлассных специалистов международного уровня, они должны получать соответствующий уровень оплаты, - выразил мнение Саткалиев.

Он посетовал, что фонд не может привлечь на установленные зарплаты высококлассных специалистов:

- Со временем, исходя из финансовых показателей, программы реформ, экономии, которую мы получили по фонду оплаты труда, я думаю, перед нашим акционером мы будем ставить вопрос о том, чтобы наши зарплаты соответствовали как минимум среднеотраслевым и республиканским уровням.

По просьбе корреспондента “Времени” Саткалиев прокомментировал критические высказывания сенатора Едила МАМЫТБЕКОВА о непрозрачной системе закупок в фонде. На прошлой неделе депутат в своем запросе премьер-министру заявил, что новые правила закупок расширили условия для коррупции, и предложил опубликовать “полный список счастливчиков, осваивающих бюджеты”.

- Результаты всех наших тендеров открыты, нет необходимости в их публикации - любой человек имеет доступ к результатам всех конкурсов. Проблемы тут нет. По поводу того, что мы не устранили внутрихолдинговую кооперацию: мы перенесли ее в разряд закупок из одного источника. Это было сделано по согласованию с НПП “Атамекен”, администрацией президента, Минфином и Агентством по защите и развитию конкуренции, - сказал глава ФНБ. - План закупок у нас достаточно динамичный, мы постоянно вносим изменения.

Он признал, что закупки, где услугу предоставляет одна из компаний фонда, остались по многим объективным факторам.

- Второй блок замечаний депутата - о том, что в рамках закупок усилилась коррупциогенность. Здесь я не соглашусь. В новых правилах у нас предусмотрен обязательный контроль закупок, который устраняет все риски. Мы подписали меморандум с Агентством по противодействию коррупции, Агентством по финмониторингу - они имеют доступ ко всем стадиям закупок, - сообщил рулевой “Самрук-Казына”.

Процесс закупок, заверил он, абсолютно прозрачный, и любые жалобы сразу становятся предметом рассмотрения антикоррупционных органов.

- По счастливчикам. Не знаю, насколько они счастливчики. Люди, которые прошли конкурс­ные процедуры, выиграли, - это бизнес-сообщество, отечественные предприятия, которые мы поддерживаем, это наши граждане, которые оказывают нам услуги, создают рабочие места. Их список в открытом доступе есть. Было также высказано предложение по участию депутатов в работе наших конкурсных комиссий. Мы готовы, мы абсолютно открыты, - подытожил Саткалиев.

В этом контексте журналисты спросили: почему возглавляемый им фонд практически оставил монополию за компанией Kaz Cloud, которая забирает все объемы закупок в сфере коммуникаций? почему этот сегмент все еще неконкурентный?

- В результате введения новых правил закупок порядка 400 млрд тенге дополнительно вывели в конкурентный рынок, тем самым исключив или ограничив инструменты, которые существовали в ранее действующих правилах по непротекции тех или иных направлений. Ситуация с Kaz Cloud временна. Все сервисные компании будут приватизированы. Сейчас сохраняется специфика, связанная с тем, что он (Kaz Cloud. - Л. Т.) является неотъемлемой частью производственных процессов. Исключение его из цепочки повлечет существенные проблемы для наших компаний, - объяснил Саткалиев.

По его словам, мгновенно за один год исключить эту компанию невозможно, потому что она обслуживает софты ФНБ по финансовой и производственной деятельности. Но компания будет приватизирована, в течение короткого времени подготовят правила, которые позволят на конкурентных условиях осуществлять закупки, заключил глава фонда.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее