Деньги есть - машина будет
Правительство приняло постановление о льготном автокредитовании, но точные сроки запуска программы еще не известны.
Заместитель председателя комитета индустриального развития Мининдустрии и инфраструктурного развития Олжас САПАРБЕКОВ на брифинге в четверг сообщил, что постановление, принятое 15 апреля, предусматривает финансирование новой программы автокредитования в размере 100 млрд тенге и лизингового финансирования на обновление автобусного парка в размере 30 млрд тенге за счет средств АО “Жасыл даму”.
По условиям программы сумма финансирования покупки одной единицы легкового автотранспорта отечественной сборки не должна превышать 10 млн тенге. Кредит покупателю будут выдавать максимум на семь лет. Цена автомобиля не должна быть больше 15 млн тенге. Каждый заемщик сможет получить автокредит не более одного раза в два года.
Журналисты спросили, когда конкретно начнет работать программа.
- В настоящее время мы со своей стороны постановление проработали, и правительство утвердило. Идет процедура передачи средств из АО “Жасыл даму” для реализации данной программы. Надеюсь, в ближайшее время данный вопрос решится, - сказал Сапарбеков.
Он напомнил, что программа льготного автокредитования действовала в стране с 2015 года. На ее реализацию к маю 2021 года было выделено 82 млрд тенге. По состоянию на 31 марта этого года на эти деньги казахстанцы приобрели 30 тысяч автомобилей, получив займы общим размером 162 млрд тенге за счет револьверного оборота средств.
- То есть погашенная сумма идет на новые займы заявителей. Учитывая дефицит доступных авто, правительство объявило о запуске новой программы льготного автокредитования, - отметил Сапарбеков.
Программа реализуется через банки второго уровня: Халык, Евразийский, Jusan, Center Credit, Forte.
Отвечая на вопрос о том, будет ли создана единая электронная очередь на покупку авто в кредит, он сообщил, что у большинства банков уже есть оцифрованные опции:
- Мы же ставим задачу интегрировать все это и завести в единую очередь, чтобы было удобно как для населения, так и для банков. Также сможем отслеживать выполнение условий.
Сапарбеков также отметил, что решение о том, перейдут ли очередники из действующей программы льготного автокредитования в новую, будут принимать банки после оценки платежеспособности клиента.
Между тем правительство планирует в ближайшие годы расширить модельный ряд автомобилей, собираемых в стране, и наладить производство автокомпонентов: бамперов, сидений, автостекол, пластиковых деталей, шин и прочего.
В сфере машиностроения сегодня функционирует порядка 3000 предприятий, на которых трудятся 115 тысяч человек. В общем объеме производства обрабатывающей промышленности (16,8 трлн тенге) машиностроение занимает 14 процентов. А одним из наиболее крупных секторов этой отрасли является автомобилестроение - 33,1 процента.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Олега СПИВАКА, Нур-Султан