3042

Меньше волокиты и больше ответственности

Госорганы ежегодно тратят порядка 7 млрд тенге (!) на канцелярскую бумагу. И это только на центральном уровне! Втрое снизить эти безумные расходы поручил глава государства своим указом о дебюрократизации деятельности госаппарата, подписанным на этой неделе. 

Меньше волокиты и больше ответственности

Как будут исполнять это и другие поручения, рассказали в пятницу на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

По словам заместителя председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) Айгуль ШАИМОВОЙ, сегодня документы формируют в электронном формате и дублируют - по старинке - еще и на бумаге.

- Сейчас если у госоргана даже нет замечаний к проекту, он обязан письменно ответить разработчику. Теперь такая необходимость исключается. Вводится инструмент “согласование по умолчанию” проектов нормативных актов. Исключаются также запросы между госорганами для истребования ведомственных данных. Они должны быть доступны на информационных ресурсах госорганов, - пояснила Шаимова одну из важных составляющих президентского указа.

Если какой-то госорган вовремя не обновит данные на своем портале, а кто-то использует официально эти недостоверные сведения, то в отношении нерадивой структуры последуют санкции.

Айгуль Шаимова

- Указом поручено сократить бюджетные расходы на канцелярскую бумагу и сопряженные с ней товары в три раза. По данным уполномоченного органа, сейчас на эти цели только на центральном уровне затрачивается 7 млрд тенге, - констатировала замглавы АСПИР.

По ее словам, сегодня должностные лица ищут всевозможные причины и отговорки, чтобы не подписывать документы, особенно связанные с бюджетными средствами. Если не находят, то отбиваются ответами других гос­органов либо решениями коллегиальных органов. В результате, чтобы избежать ответственности, начинается сбор подписей “на всякий случай”, часть которых вовсе не нужна. Поэтому в своем указе президент ввел принцип управленческой ответственности.

- В соответствии с указом гос­органы для оперативного реагирования на актуальные вызовы наделяются правом принятия правовых актов без внесения изменений в законы. А если госорган возьмет на себя ответственность и профинансирует сферу, по которой у него отсутствует функционал? Таких ситуаций мы избежим, поскольку правовую оценку законности действий гос­органов можно дать посредством возложенных на них задач, - пояснила Шаимова.

Сегодня у госаппарата более 35 тысяч функций, тогда как в 2015 году их было около 4,5 тысячи. В связи с этим указом главы государства предписано о недопущении новых необоснованных бюрократических требований.

В свою очередь вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар ЖАМБАКИН, комментируя присущую госаппарату волокиту и бюрократию, заметил, что более 80 процентов документооборота между госорганами - это формальные переписки и отчеты.

- Чтобы отправить письмо из одного госоргана в другой, уходит минимум один день, так как процесс проходит пять-шесть уровней согласования внутри ведомств. Около 500 уникальных форм отчетов запрашивается госорганами друг у друга! Это то, чем госслужащие заняты целыми днями. Специалисты только и делают, что заполняют формы друг для друга, для разных госорганов. Ставим цель снизить количество отчетов до 50 процентов в горизонте двух-трех лет. Освобождение госслужащих от рутины высвободит время на стратегические задачи, работу с гражданами, - заявил Жамбакин.

Аскар Жамбакин

Вместе с тем цифровое министерство внедрит механизм, по которому у граждан или бизнеса, обращающихся за госуслугой, будет запрещено запрашивать документы, если их данные есть в информационных системах.

- Сегодня у нас более 94 процентов госуслуг доступно в электронном виде. Но значит ли это, что любая ваша ситуация может решиться в один клик? К сожалению, нет. Многие госуслуги - это подача заявки. Реестр должен начать включать в себя все сценарии услуг. Остро стоит вопрос интеграции баз данных. Каждый гос­орган ревностно относится к интеграциям своих систем с системами других госорганов, и процесс достаточно сложный, - посетовал вице-министр.

В итоге, продолжил он, это приводит к тому, что у граждан могут потребовать подтверждение наличия имущества, супруга, детей, да и в разных системах могут быть неверные данные.

- Наше министерство станет координатором этой работы для внедрения принципов исключения запросов данных, которые есть в базах. Для граждан на портале eGov.kz уже введена возможность корректировки сведений в информационных системах “ЗАГС” и “Регистр недвижимости”. На сегодня проведено более тысячи интеграций. Госорганами ведется актуализация баз данных, - проинформировал Жамбакин.

Отвечая на вопросы журналистов, он сообщил, что Казахстан отказался от услуг российской группы компаний “Сбер” по разработке и внедрению новой цифровой платформы и планирует разработать ее самостоятельно.

- Сейчас в связи с геополитической ситуацией и пересмотром своих возможностей с АО “НИТ” принято решение своими силами сделать платформу, привлекая казахстанские IT-компании. Сейчас идет технико-экономический анализ. До конца этого года будут разработаны и начнут применяться первые сервисы новой платформы. На полную разработку и внедрение новой платформы потребуется порядка двух-трех лет, - сообщил вице-министр.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайтов kazpravda.kz и tengrinews.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть