4299

В целом положительно, но…

Как именно будут менять школьную программу

В целом положительно, но…

Мы уже писали, что в казахстанском образовании снова грядут перемены (см. “Обновить обновленку”, “Время” от 3.3.2022 г.). Пусть не такие глобальные, как шесть лет назад (программы будут корректировать, а не менять полностью), но все равно волнительно. Что же придумали на этот раз? Подробностей пока мало, но кое-что мы все-таки узнали у представителя комитета дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Назиры АБДРАХМАНОВОЙ.

- Назира Кабдоллаевна, есть мнение, что любые попытки исправить ситуацию окажутся бесполезными без предварительной оценки и четкого понимания нынешних проблем школьного образования. В МОН проводили оценку обновленки? Знают, в чем ее минусы?

- У нас есть такая оценка. Мы сами ее делали. Помимо этого весь 2021-й (вы знаете, что это год, когда на обновленку перешли все классы) проходило большое исследование Всемирного банка. Международные эксперты проанализировали наши нормативно-правовые акты, критериальное оценивание, содержание образования. В декабре мы получили заключение. В принципе, оценка внедрения обновленного содержания образования положительная.

Но, конечно, не обошлось без замечаний. Исследование показало, что трудности есть и у педагогов, и у учащихся - перегруженность содержания школьного образования академическими знаниями, недостаточность учебных материалов для закрепления знаний. Родители - они участвовали в анкетировании - отмечали большую нагрузку на детей. Было предложено пересмотреть концепции предметов “Қазақстан тарихы”, “Қазақ тiлi”, “Қазақстан географиясы”, “Қазақ Əдебиеті”. Учитывая эти рекомендации, мы составили план работы, будем устранять замечания.

- Решение скорректировать обновленку появилось до или после рекомендации Всемирного банка?

- Так совпало. В министерстве не сидели и не ждали рекомендаций Всемирного банка - мы тоже проводили работу, шли параллельно. Переход на обновленку начался в 2016 году. Принятие НПА, программ, учебники - все это делали второпях. Сразу было много нареканий со стороны учителей, родителей, экспертов. Мы их видели, изучали. Потом Всемирный банк зашел к нам со своими исследованиями. В принципе, каких-то новых проблем они не выявили, мы о них и так знали. Но их исследование было более глубоким.

- Я вас правильно поняла: полностью менять программы или подходы к обучению не будут?

- Не будут, это именно корректировка существующих программ. Как мы формулируем нашу цель? Пересмотреть содержание типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебников, внести изменения и дополнения, способствующие повышению качества знаний учащихся.

На базе Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина уже создана рабочая группа. В нее вошли квалифицированные специалисты в области образования: ученые, выпускники международной программы “Болашак”, лучшие педагоги и методисты со всех регионов. Всего 212 человек: 25 докторов наук, 43 кандидата наук, 37 магистров наук, 34 методиста, 73 мастер-педагога и педагога-исследователя. Я перечисляю, чтобы показать уровень состава рабочей группы - здесь есть и теоретики, и практики. Мы ставим перед ними конкретные задачи.

Утвержден план работы. Специалисты разделены на более мелкие группы по предметам. Каждая будет работать отдельно по своему направлению. С декабря министерство проводит съезды учителей казахского языка и казахской литературы, истории, математики, начальных классов и т. д. Точечно собираем всех специалистов, обсуждаем наболевшие вопросы, собираем предложения, передаем их в рабочие группы. Их тоже будут учитывать.

- Когда вы планируете завершить эту работу?

- Сейчас я не могу назвать конкретные сроки - это большой объем работы. Но могу сказать, что новшества будут внедряться постепенно. Сначала мы будем совершенствовать типовые учебные планы, после - типовые учебные программы, на их основании будут издавать учебники. В целом те изменения, о которых мы говорим, долгий процесс. Я не могу сказать, в какой класс измененные программы придут в первую очередь и когда это будет. Внедрять их мы будем не во все классы одновременно, а поэтапно.

- Вы работали в МОН в момент внедрения обновленки в 2016 году?

- Нет, я пришла в 2018-м. В 2016 году я работала на госслужбе в одном из регионов страны, но тоже в сфере образования.

- К чему я об этом спрашиваю. Вы только что очень подробно рассказывали, как много людей задействовано в корректировке обновленки, подчеркивали их компетент­ность и основательность подхода к этой работе. Но ведь, когда внедряли обновленку, нам говорили что-то похожее: мол, лучшие педагоги страны разработали передовые программы - теперь всем нам будет счастье. Через шесть лет мы разгребаем последствия. Не повторится ли ситуация и в этот раз?

- Не думаю, что ситуация повторится. Мы ведь не разрабатываем новые программы, а только корректируем - это разные вещи: какие-то темы объединят, что-то уберут. И, повторю, торопиться мы не будем. Кроме этого все изменения, касающиеся содержания образования, будут утверж­дены только после открытого обсуждения. Группы специалистов по каждому из предметов напишут свои проекты, их опубликуют. Мы выслушаем мнение профессионального сообщества, учтем их замечания, внесем изменения и дополнения в существующие НПА и только после этого будем внедрять корректировки.

- Они коснутся всех программ по всем предметам во всех классах?

- Да, корректировать мы будем содержание программ по всем предметам, включая музыку, физкультуру, художественный труд, самопознание и т. д. Пока неясно, насколько существенно будет меняться содержание тех или иных предметов. Одних незначительно, других, возможно, на 50-70 процентов. Последнее, скорее, коснется тех предметов (я их уже перечисляла), по которым было больше всего замечаний.

- Давайте конкретнее: какими могут быть корректировки?

- Опять же, пока работа не завершена, никакой конкретики нет. Но, к примеру, возьмем математику в начальной школе. Сложности, в частности, вызывают такие темы, как задачи на движение, на зависимость между величинами, на нахождение неизвестного по двум разностям, доли числа и величины пропорции. Педагоги (и не только по этому предмету) говорят, что существующие программы не всегда учитывают возрастные особенности детей. В ќазаќ тiлi и русском языке больше внимания будет уделяться грамматике и лексике - наши дети практически разучились говорить. Процесс начнется, погрузимся в эту работу, и картина прояснится.

- Можно сказать, что программы будут упрощать?

- Я бы не сказала, что это попытка упростить программы. Они станут более доступными для понимания детей.

- Вы несколько раз упомянули про большую нагрузку на учеников. Как ее будут сокращать: объединять какие-то предметы, переносить часть из них из младшей школы в среднее звено и далее, уменьшать количество часов?

- Опять же, пока ничего определенного сказать не могу. Будем решать этот вопрос в процессе. Но предложения есть разные, в том числе и те, которые перечис­лили вы.

- Изменится ли система оценивания?

- Система оценивания остается прежней. О том, что ее будут менять, разговора не было.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть