В целом положительно, но…
Как именно будут менять школьную программу
Мы уже писали, что в казахстанском образовании снова грядут перемены (см. “Обновить обновленку”, “Время” от 3.3.2022 г.). Пусть не такие глобальные, как шесть лет назад (программы будут корректировать, а не менять полностью), но все равно волнительно. Что же придумали на этот раз? Подробностей пока мало, но кое-что мы все-таки узнали у представителя комитета дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Назиры АБДРАХМАНОВОЙ.
- Назира Кабдоллаевна, есть мнение, что любые попытки исправить ситуацию окажутся бесполезными без предварительной оценки и четкого понимания нынешних проблем школьного образования. В МОН проводили оценку обновленки? Знают, в чем ее минусы?
- У нас есть такая оценка. Мы сами ее делали. Помимо этого весь 2021-й (вы знаете, что это год, когда на обновленку перешли все классы) проходило большое исследование Всемирного банка. Международные эксперты проанализировали наши нормативно-правовые акты, критериальное оценивание, содержание образования. В декабре мы получили заключение. В принципе, оценка внедрения обновленного содержания образования положительная.
Но, конечно, не обошлось без замечаний. Исследование показало, что трудности есть и у педагогов, и у учащихся - перегруженность содержания школьного образования академическими знаниями, недостаточность учебных материалов для закрепления знаний. Родители - они участвовали в анкетировании - отмечали большую нагрузку на детей. Было предложено пересмотреть концепции предметов “Қазақстан тарихы”, “Қазақ тiлi”, “Қазақстан географиясы”, “Қазақ Əдебиеті”. Учитывая эти рекомендации, мы составили план работы, будем устранять замечания.
- Решение скорректировать обновленку появилось до или после рекомендации Всемирного банка?
- Так совпало. В министерстве не сидели и не ждали рекомендаций Всемирного банка - мы тоже проводили работу, шли параллельно. Переход на обновленку начался в 2016 году. Принятие НПА, программ, учебники - все это делали второпях. Сразу было много нареканий со стороны учителей, родителей, экспертов. Мы их видели, изучали. Потом Всемирный банк зашел к нам со своими исследованиями. В принципе, каких-то новых проблем они не выявили, мы о них и так знали. Но их исследование было более глубоким.
- Я вас правильно поняла: полностью менять программы или подходы к обучению не будут?
- Не будут, это именно корректировка существующих программ. Как мы формулируем нашу цель? Пересмотреть содержание типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебников, внести изменения и дополнения, способствующие повышению качества знаний учащихся.
На базе Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина уже создана рабочая группа. В нее вошли квалифицированные специалисты в области образования: ученые, выпускники международной программы “Болашак”, лучшие педагоги и методисты со всех регионов. Всего 212 человек: 25 докторов наук, 43 кандидата наук, 37 магистров наук, 34 методиста, 73 мастер-педагога и педагога-исследователя. Я перечисляю, чтобы показать уровень состава рабочей группы - здесь есть и теоретики, и практики. Мы ставим перед ними конкретные задачи.
Утвержден план работы. Специалисты разделены на более мелкие группы по предметам. Каждая будет работать отдельно по своему направлению. С декабря министерство проводит съезды учителей казахского языка и казахской литературы, истории, математики, начальных классов и т. д. Точечно собираем всех специалистов, обсуждаем наболевшие вопросы, собираем предложения, передаем их в рабочие группы. Их тоже будут учитывать.
- Когда вы планируете завершить эту работу?
- Сейчас я не могу назвать конкретные сроки - это большой объем работы. Но могу сказать, что новшества будут внедряться постепенно. Сначала мы будем совершенствовать типовые учебные планы, после - типовые учебные программы, на их основании будут издавать учебники. В целом те изменения, о которых мы говорим, долгий процесс. Я не могу сказать, в какой класс измененные программы придут в первую очередь и когда это будет. Внедрять их мы будем не во все классы одновременно, а поэтапно.
- Вы работали в МОН в момент внедрения обновленки в 2016 году?
- Нет, я пришла в 2018-м. В 2016 году я работала на госслужбе в одном из регионов страны, но тоже в сфере образования.
- К чему я об этом спрашиваю. Вы только что очень подробно рассказывали, как много людей задействовано в корректировке обновленки, подчеркивали их компетентность и основательность подхода к этой работе. Но ведь, когда внедряли обновленку, нам говорили что-то похожее: мол, лучшие педагоги страны разработали передовые программы - теперь всем нам будет счастье. Через шесть лет мы разгребаем последствия. Не повторится ли ситуация и в этот раз?
- Не думаю, что ситуация повторится. Мы ведь не разрабатываем новые программы, а только корректируем - это разные вещи: какие-то темы объединят, что-то уберут. И, повторю, торопиться мы не будем. Кроме этого все изменения, касающиеся содержания образования, будут утверждены только после открытого обсуждения. Группы специалистов по каждому из предметов напишут свои проекты, их опубликуют. Мы выслушаем мнение профессионального сообщества, учтем их замечания, внесем изменения и дополнения в существующие НПА и только после этого будем внедрять корректировки.
- Они коснутся всех программ по всем предметам во всех классах?
- Да, корректировать мы будем содержание программ по всем предметам, включая музыку, физкультуру, художественный труд, самопознание и т. д. Пока неясно, насколько существенно будет меняться содержание тех или иных предметов. Одних незначительно, других, возможно, на 50-70 процентов. Последнее, скорее, коснется тех предметов (я их уже перечисляла), по которым было больше всего замечаний.
- Давайте конкретнее: какими могут быть корректировки?
- Опять же, пока работа не завершена, никакой конкретики нет. Но, к примеру, возьмем математику в начальной школе. Сложности, в частности, вызывают такие темы, как задачи на движение, на зависимость между величинами, на нахождение неизвестного по двум разностям, доли числа и величины пропорции. Педагоги (и не только по этому предмету) говорят, что существующие программы не всегда учитывают возрастные особенности детей. В ќазаќ тiлi и русском языке больше внимания будет уделяться грамматике и лексике - наши дети практически разучились говорить. Процесс начнется, погрузимся в эту работу, и картина прояснится.
- Можно сказать, что программы будут упрощать?
- Я бы не сказала, что это попытка упростить программы. Они станут более доступными для понимания детей.
- Вы несколько раз упомянули про большую нагрузку на учеников. Как ее будут сокращать: объединять какие-то предметы, переносить часть из них из младшей школы в среднее звено и далее, уменьшать количество часов?
- Опять же, пока ничего определенного сказать не могу. Будем решать этот вопрос в процессе. Но предложения есть разные, в том числе и те, которые перечислили вы.
- Изменится ли система оценивания?
- Система оценивания остается прежней. О том, что ее будут менять, разговора не было.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы