Лучшее, конечно, впереди!
Министр нацэкономики Алибек КУАНТЫРОВ провел с журналистами групповой сеанс успокаивающей психотерапии
Глава МНЭ на встрече с представителями СМИ в минувшую субботу обращал внимание только на позитивные моменты в текущей геополитике и учил, как любой минус превратить в плюс.
Куантыров не стал дожидаться привычных 100 дней своего правления, чтобы выйти на открытый разговор с журналистами. Не успел он отсчитать 45 дней пребывания на посту, как решил “посекретничать” со СМИ на самые волнующие темы и поделиться уверенностью в завтрашнем дне. Его понять можно - ситуация обязывает принимать нестандартные решения.
Чего стоит заявление Куантырова о том, что антироссийские санкции не повлияют на казахстанскую экономику!
- По сути, санкции никак нас не должны касаться, они одностороннего характера, они прямого действия. Мы же для этого и проводим политику экономической дипломатии, наши партнеры понимают, наши дипломаты работают в тех странах (которые вводят санкции против РФ. - Т. Г.). Нам надо торговать, мы не можем не торговать. Эта работа проводится всеми нашими посольствами, - сказал министр.
Более того, санкции могут стать и благом, если их использовать с умом. Министр, по всей видимости, действительно уверен в своих словах, что, конечно, не может не радовать.
- Надо использовать эти возможности. Например, облетая воздушное пространство, зарубежные авиакомпании будут лететь через Казахстан. Мы взимаем плату, когда самолет пересекает нашу воздушную территорию. Плюс какие-то будут товарные потоки, - считает он.
О том, как мы умеем делать деньги из воздуха, всем известно.
Куантыров не разделяет мнение, что введение мировым сообществом санкций в отношении РФ повлияет на переток российских товаров на казахстанский рынок:
- Такие угрозы постоянно мы слышим, но этого не происходит. Я не думаю, что они прямо зайдут и заберут рынок наших производителей. У нас тоже есть неслабые производители!
Если какая-то стоит угроза на вывоз большой партии социально значимых товаров, то, в принципе (и в договоре о ЕАЭС это есть), страна может принять меры для защиты своего внутреннего рынка, - хорохорился министр.
Даже риск отключения России от мировой межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT, по мнению Куантырова, Казахстану по боку! Хотя, заметим, эксперты с ним не согласны, они хором предрекают проблемы для казахстанских “дочек” Сбербанка, ВТБ и Альфа, а также предупреждают, что в этом случае российские компании не смогут переводить средства в Казахстан по действующим контрактам.
- И раньше были эти санкции. Только тогда дочерних банков это не касалось. Это больше касалось банков, которые работают на территории России, - упорствует министр. - Если это коснется Сбербанка - а он в Казахстане является системообразующим, второй или третий по активам, - то какая-то часть перетоков пойдет в другие казахстанские банки. Мы же не завязаны на одном или двух банках. У нас есть резервы, чтобы люди начали пользоваться услугами других банков. Казахстан - активный участник SWIFT, и если мы возьмем один из негативнейших сценариев - отключение России от SWIFT, думаю, тоже сможем выход найти!
Даже если Сбербанк начнет замораживать счета, то вклады казахстанцев в его казахстанской “дочке” прогарантированы государством в оговоренных ранее суммах. Напомним, до 10 млн тенге в казахстанской валюте, до 5 млн тенге - в иностранном в эквиваленте.
На прямой вопрос, повлияет ли спецоперация России в Украине на жизнь казахстанцев, чиновник ответил, что правительство и Нацбанк разработали антикризисный план. Кроме того, мировые цены на нефть растут, что является благоприятным фактором для казахстанского бюджета. Прогнозируется, что если цена на нефть составит не менее 89 долларов, то в Нацфонд поступит около 1-2 трлн тенге.
- Сейчас еще рано говорить, какое влияние будет оказано на экономику. На это нужно время - понять, как этот конфликт будет решен. Может, его решат за два-три дня, если будут переговоры. Если конфликт продлится дольше, то, конечно, его влияние на нашу экономику будет больше. Возможно, санкции будут ужесточаться. Но дело в том, что Россия живет под этими санкциями как минимум восемь лет после крымских событий. И мы вполне себе нормально жили в этих санкциях. Они где-то оказывают косвенный эффект, а где-то не оказывают влияния на нашу страну, - философски заметил министр.
Журналисты спросили об опасности блокировки каналов поставок энергоресурсов.
- Всегда есть альтернативные варианты. Мы не со всех сторон окружены одной страной, у нас есть соседи на востоке, западе и юге, через море в том числе, - оптимистично парировал глава МНЭ. - Не все идет через трубопровод КТК. Нужно учитывать, что часть возможных санкций могла бы быть использована, если бы не активы западных компаний, которые вместе разрабатывают нефтяные месторождения, экспортируют через Россию. Не думаю, что они будут накладывать санкции на нефть, которую они экспортируют к себе.
И вот так из любого тревожного А спикер находил позитивное B. Когда же журналисты выразили опасения, что из-за отсутствия западных товаров россияне будут скупать все в Казахстане и создавать здесь дефицит, Куантыров сказал, что “это окажет положительное влияние на цены, что для обычного потребителя будет хорошо”.
Понятно, что глава МНЭ собрал журналистов для того, чтобы успокоить их и общественность. В тот день это было его главной миссией. Впрочем, разве мог он действовать по-другому?..
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан
А тем временем
Курсовая разница
Курс доллара вырос до 495 тенге по итогам торгов в понедельник.
Утром 28 февраля Нацбанк и Казахстанская фондовая биржа приняли решение об изменении регламента торгов по валютной паре тенге - доллар США. Торги открылись лишь в 15.00 в формате франкфуртского аукциона.
“Механизм франкфуртского аукциона позволяет определить цену отсечения аукциона, по которой заключается максимально возможный объем сделок, и нацелен на предотвращение необоснованной волатильности”, - объяснила пресс-служба Нацбанка.
По итогам аукциона курс тенге сложился на уровне 495 тенге за доллар. Объем торгов на KASE составил 159,5 млн долларов. При этом Нацбанк провел валютные интервенции на сумму 98,1 млн долларов, доля его участия составила 61,5 процента.
“Данные меры носят временный характер, отражают высокую степень неопределенности и необходимость минимизации давления со стороны внешних геополитических факторов на валютный рынок и финансовую стабильность внутри страны”, - проинформировал регулятор.
На этом фоне многие обменные пункты, вновь открывшись, покупали доллары по 485-498 тенге за $1, а продавали по 504 тенге.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы