1972

Воровать станет сложнее

Доходы и расходы казахстанских госслужащих и их супругов будут тщательно проверять. Если разница между их зарплатой и тратами составит более 3 млн тенге, то 90 процентов этой суммы предлагается изымать в виде штрафа. Определенные алгоритмы разработали также для возврата из офшоров и защиты граждан, тайно сообщающих о финансовых махинациях чиновников.

Воровать станет сложнее

Эти и другие нормы предусмотрели в законопроекте по вопросам противодействия коррупции, который представил председатель антикоррупционной службы Марат АХМЕТЖАНОВ в среду на пленарном заседании мажилиса.

Принципиально важно, что согласно законопроекту контроль будут вести над соответствием доходов и расходов не только государственных служащих и приравненных к ним лиц, но и их супругов.

- Можно сказать, предлагаемая норма - основной фундамент системы борьбы с коррупцией. Ведь всем известна схема сокрытия активов, имущества, нажитых благодаря коррупции, - все оформляется на других лиц. Если сумма расхождения расходов и доходов превысит 1000 МРП (3 063 000 тенге в 2022 году. - Л. Т.), на госслужащего будет наложен административный штраф в размере 90 процентов от суммы расхождения, - заявил Ахметжанов, заметив, что чиновнику все же дадут возможность объяснить правомерность своих расходов.

Если же сумма расхождения расходов и доходов превысит годовой доход госслужащего и он не сможет ее объяснить, то его уволят с госслужбы по отрицательным мотивам. 

Мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ спросил, предусмотрены ли в законопроекте механизмы возврата в страну денег, выведенных казахстанскими чиновниками в офшоры.

- Вчера стало известно, что Узбекистан добился возвращения из офшорных зон порядка 130 млн долларов, выведенных незаконным путем Гульнарой КАРИМОВОЙ, - ответил Ахметжанов. - У нас было поручение президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА по поводу возврата выведенных незаконно средств из офшоров.

Для возврата таких активов, отметил глава антикора, нужны правовые основания.

- Рассматриваемый в парламенте законопроект о противодействии коррупции как раз вне уголовного поля. Необоснованное, а не незаконное обогащение. То есть, после того как встанет вопрос, что действительно подтверждено административным взысканием его не­обоснованное обогащение, это является основанием для запроса и изъятия таких активов, - подчеркнул глава антикора.

Второй путь - уголовный.

- Здесь у нас есть уполномоченный орган - Генпрокуратура, потому что это имущество, которое необходимо изымать. Это санкционируется судом, прокурором в странах, поэтому эти требования направляются через уполномоченный орган. В правовых рамках у нас есть возможности: в позапрошлом году по “хоргосскому делу” нам вернули активы. То есть прецеденты есть. Сегодня, когда мы направляем, говорят: докажите, что эти финансы получены незаконным путем. Вот самое главное, а не лицо, которое привлекается у нас по каким-то статьям. Очень важно финансовое расследование по этому вопросу, - пояснил Ахметжанов.

Он отметил, что Казахстан сегодня ратифицировал 68 международных договоров по оказанию правовой помощи.

- Сегодня под эгидой Генеральной прокуратуры разработана методика расследования по возврату этих денег. У нас есть Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, которое более компетентно занимается этими вопросами. Если в нашем производстве, то мы примем все преду­смотренные законом меры для возврата средств, - заключил глава агентства.

Законопроект принят депутатами мажилиса в первом чтении.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть