2867

Ждите ответа - авось повезёт

Порой добиться нужной информации от государственных ведомств или их “дочек” - проще, кажется, Альпы перейти. Можно, конечно, довольствоваться скудными информационными клочками, которые пресс-службы периодически вбрасывают в масс-медиа. Качество этих сообщений - отдельный разговор: к сожалению, далеко не все пресс-секретари обладают способностью складывать слова в логично выстроенные предложения.

Ждите ответа - авось повезёт

За подробности же и адекватные комментарии приходится в прямом смысле сражаться: с пресс-службами, со спикерами, с нерасторопностью всех их вместе взятых, с несовершенствами “цифры”. И такая досада берет - хоть волком вой!

Минули те времена, когда можно было позвонить в акимат, задать вопросы поднявшему трубку специалисту или запросто договориться об интервью с нужным тебе чиновником. Сейчас узнать что-то, даже пустяковой важности, - “пишите запрос”. Объясняешь, что нет времени, сроки горят, самую капельку подскажите - все то же: “пишите запрос!”. В чем же дело? В некомпетентности нынешних специалистов, не владеющих информацией? Или в боязни сболтнуть лишнее без позволения вышестоящего руководства? Сдается, что и то, и другое, и третье, и пятое...

Один из моих запросов на финише прошлого года, в столичное управление общественного здравоохранения (УОЗ), прошел, кажется, все стадии игнора, равнодушия и даже презрения. Отправила его, как полагается, со всеми печатями, подписями на именном бланке редакции 16 ноября, после безуспешных попыток получить ответы или спикера напрямую. Уточнила в пресс-службе: долго будете отвечать или в соответствии со статьей 18-1 закона о СМИ (“ответ на запрос представляется в течение семи рабочих дней со дня его поступления”) уложитесь? Пообещали уложиться.

Но, как говорится, обещать не значит жениться. Я, конечно, допускала, что исполнители могут прислать уведомление: мол, в сроки не укладываются, а потому берут про запас еще дозволенные все тем же законом 15 дополнительных дней. Но нет - тишина.

Терпение лопнуло в день окончания тех самых резервных 15 дней. Написала пресс-секретарю столичного УОЗ Айгерим АРДАККЫЗЫ: сколько еще ждать? Она, как мне показалось, искренне удивилась, разделила мое недоумение, пообещала тут же все выяснить. И пропала. Пишу на следующий день с тем же вопросом, а меня посылают… в канцелярию. Плохая примета.., мелькнуло в голове.

Предчувствие не обмануло. Я обзвонила уже не помню сколько человек, познакомилась с сотрудницами пресс-службы Маржан и Актоты, столбик номеров и контактных имен все растягивался, но так ничего и не добилась. Кто-то уверенно говорил, что ответ был направлен мне на личную почту еще 30 ноября, а кто-то бодро рапортовал, что “сделаем в срок” (они еще и не начинали!).

На контакт со мной пресс-служба УОЗ вышла лишь 22 декабря (опять-таки, лишь после моего обращения), то есть спустя 36 (!) дней с момента отправки запроса. Но отнюдь не с радостным известием, что искомое наконец-то нашлось, - меня еще раз попытались убедить, что дело давно сделано…

Ответ я все же получила. Аллилуйя! - выдохнула, но не тут-то было. В документе была указана дата исполнения - 22 декабря, а дата согласования ответа - 30 ноября. Выходит, ответили мне через две недели, а прислали еще спустя три! Где все это время блуждала бумага?..

Но больше всего поразило содержание документа: “Запрашиваемая вами информация не входит в компетенцию управления. В этой связи вам необходимо обратиться в Национальный центр общественного здравоохранения Республики Казахстан и в Республиканский центр электронного здравоохранения Республики Казахстан.

То есть я почти полтора месяца ждала вот эту отписку?! Управление общественного здравоохранения подложило свинью дважды: не вписалось по срокам и прокатило с ожидаемой информацией. Почему сразу нельзя было сказать, что орган некомпетентен предоставить нужную мне информацию? И почему у нас отсутствует взаи­мосвязь профильных структур?

Сейчас мой запрос улетел по другому адресу, и там тоже пообещали уложиться в срок и дать исчерпывающие ответы. Как сложится эта история, загадывать не хочу. Но есть вопрос: если журналистам так непросто вытрясти информацию, что тогда говорить об обычных граж­данах, которые месяцами ждут “приветов” от должностных лиц?

Ольга КЕЦ, фото автора, Нур-Султан

Вместо P.S. Моя коллега не смогла отправить по элект­ронной почте запрос в комитет внутреннего госаудита Минфина. Такого “сервиса” у этого ведомства просто нет! Хотите задать вопрос - просим зарегистрировать свое обращение через egov или принести нарочно. А если человек пожилой и с техникой не дружит или живет в другом городе? Наверное, сотрудники комитета надеются, что интересующиеся или поленятся везти бумаги лично, или заплутают на мудреных просторах сайта “Правительства для граждан”.

Поделиться
Класснуть