7323

Чему могут научить педагоги-взяточники?

Все больше учителей в Туркестанской области во всеуслышание заявляют о поборах и коррупции, уже не пряча ни лиц, ни имен. Все чаще нелицеприятные факты, происходящие в школах, становятся достоянием общественности. То, о чем раньше было не принято говорить вслух, сегодня обсуждается детально. Не найдя правды на местном уровне, педагоги пишут жалобы и записывают видео, обращаясь к руководству страны.

Чему могут научить педагоги-взяточники?

Замолчать не получилось

Своеобразным детонатором в создавшейся ситуации послужил случай с сотрудницей детского сада села Узын-ата Шардаринского района Гульмирой УТЕГЕНОВОЙ (см. “Борец против поборов”, “Время” от 15.9.2021 г.).

Напомним, музработник детсада в стремлении защитить свои трудовые права дошла до министра образования, попав к нему на личный прием. Прецедент, так как до нее ни один южноказахстанский педагог так далеко не заходил.

По словам Гульмиры, она в коллективе ясли-сада “Куаныш” стала белой вороной. Все потому, что обнародовала факты поборов, которые начались пять лет назад с приходом заведующей Жамили ШАНТЕМИРОВОЙ. Удержания с зарплаты, по словам Гульмиры, доходили до 10-11 тысяч тенге с каждого сотрудника.

- Собирали на все: подношения для санэпидстанции, райоо, на подписку на газеты, ремонт здания, колеса для детсадовской машины, ведра, веники и тряпки, наглядные пособия. Собирали даже в карантин, когда сад не работал. Зарплаты и без того маленькие, но все молча отдавали - работу терять никто не хотел, - говорит она.

Многочисленные обращения во всевозможные инстанции ожидаемого результата не принесли: у Гульмиры целая коллекция отписок. Допустим, в инспекции по труду Туркестанской области сослались на трехлетний мораторий на проведение проверок. Хотя общеизвестно, что проверки по жалобам разрешены. А в ответе, присланном из антикоррупционной службы почему-то Сарыагашского района, а не Шардаринского, куда, собственно, и обращалась Утегенова, сообщили, что оснований для регистрации досудебного расследования не найдено. И таких ответов целый ворох.

Министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, наоборот, доводам уже уволенной к тому времени сотрудницы внял и во время приема позвонил руководителю управления развития человеческого потенциала Туркестанской области Рахимбеку ЖОЛАЕВУ с требованием восстановить ее в должности и разобраться в ситуации.

В должности Гульмиру Утегенову действительно восстановили и даже предоставили трудовой отпуск. Однако перечисление отпускных ей пришлось вымаливать, снова записывая обращения в Facebook. Выплатили. Перечис­ления зарплаты за время вынужденного прогула после незаконного увольнения ждет до сих пор. К слову, заведующая детсадом все же получила административное взыскание в виде предупреждения от департамента по обеспечению качества в сфере образования Туркестанской области и штраф в размере 20 МРП.

А недавно в дом к Утегеновой явилась целая примирительная делегация, в составе которой все руководство местного райоо во главе с начальницей Акшагуль БЕРДАЛИЕВОЙ, аким села Мухан МУСАЕВ и та самая заведующая детсадом Жамиля Шантемирова. Прихватили с собой и свекра Гульмиры Кудайбергена БАЙМЕНОВА в расчете на то, что при отце мужа она перечить не станет. Предложили выход из ситуации: новое место работы в обмен на обет молчания. Сулили должность учителя начальных классов в местной школе с окладом побольше, чем в детском саду. Единственное условие - отказаться от всех заявлений, удалить все посты в Facebook и вообще забыть о соцсетях и своих возмущениях вслух. Не уговорили. Уверенная в своей правоте, Утегенова решила идти до конца и не поддаваться на подкуп. Тем более что директор школы ей прямым текстом заявил: в его школе учителям запрещено пользоваться соцсетями.

В похожей ситуации оказалась учитель английского языка из средней школы им. Кенесбаева Сузакского района Жанар УМИРОВА. Она заявила о незаконных сборах денег для получения категории “учитель-эксперт”. По 10 тысяч тенге требовалось сдать для прохождения тестирования и получения сертификата. Умирову, у которой к этому времени уже были различные международные сертификаты, ученики-олимпиадники, возмутили эти условия. В своем профессионализме она была уверена. Однако требуемую сумму перечислила и заявила о поборах в антикор. В тот же день деньги всем 94 учителям Сузакского района, претендовавшим на категорию, отдали. Надо ли говорить, что сертификат никто из них не получил, в том числе и Жанар Умирова. Она так же, как ее шардаринская коллега, написала десяток обращений во все инстанции, включая Генпрокуратуру и республиканский антикор.

- Никаких проверок по моим заявлениям не проводилось, несмотря на то что в местные гос­органы было спущено поручение сверху, - утверждает учитель. - В школе появился лишь инспектор по труду, но какие выводы он сделал после изучения ситуации, я не знаю - с итогами меня никто не ознакомил.

Объединяемся и боремся

- География фактов коррупции в сфере образования в Туркестанской области поражает. Учителя уже не боятся заявлять о них и бороться с бесправием, - говорит учитель из Караганды Нургуль АБИЛЬДИНА.

Год назад она тоже решила не молчать и написала обличающий пост о скрытой коррупции в школах на своей странице в соцсети. Единственная реакция, последовавшая после, - ее увольнение в связи с достижением пенсионного возраста. И это при том, что Нургуль Кошкимбаевна - дипломированный преподаватель и русского, и казахского языков почти с сорокалетним стажем и уникальными наработками.

- Учителя из Караганды меня тогда не поддержали, побоялись выразить свое мнение вслух, - говорит Нургуль Абильдина. - Смелее оказались коллеги из Алматы, Усть-Каменогорска и Шымкента. Известный на юге Казахстана учитель Омир ШЫНЫБЕКУЛЫ мне очень помог и поддержал. Вот тогда я в полной мере ощутила силу профессионального единения и взаимопомощи. Это очень важно для тех, кто решил отстаивать свои права и идти против системы.

Сегодня Нургуль Кошкимбаевне поступают обращения от коллег со всех концов Казахстана, и больше всего из Туркестанской области. По ее мнению, учителя на юге Казахстана самые активные и меньше других готовы мириться с несправедливостью. Сегодня активисты всерьез задумались о создании независимого союза педагогов по борьбе с коррупцией.

Главным полем битвы в борьбе за интересы педагогов стал казахоязычный сегмент Facebook. Проверяя на достоверность каждый пост, разбираясь в деталях ситуации, оставшаяся без работы Нургуль Абильдина стала поддерживать коллег словом.

- О каком статусе педагога в таких случаях может идти речь? - рассуждает Абильдина. - Может, это категорично звучит, но когда учитель соглашается платить, он не имеет морального права учить детей. Рассуждать на уроках о чес­ти, достоинстве, совести, а потом давать взятки и делать подношения. Разве таких педагогов заслужили казахстанские дети?!

Факты, факты, факты

Раскрыть подробности всего того, что сегодня обсуждают учителя, не хватит площади газетной полосы. К примеру, учитель из Сауранского района Туркестанской области Музаффар САЙДУЛЛАЕВ раскрыл схему того, как берут на работу учителей в государственные школы в обход закона. Чтобы те не сдавали необходимые тесты, их сначала устраивают в частные учебные заведения, а потом переводом берут в государственные без необходимых для этого процедур. Получил строгий выговор.

Бухгалтер из Тюлькубасского района Нурбану КОПЖАН, подробно разложившая схемы, как руководство районного отдела образования, где она работала, начисляет себе премии и материальную помощь, вынуждена была уволиться и переехать в другую область.

Заместитель директора по УВР одной из школ Ордабасинского района Улжан ЕЛМУРАТОВА на камеру призналась, что у нее поддельные записи в трудовой книжке.

Сотрудники детсада “Карлыгаш” в Тюлькубасском районе никак не могут добиться выплат отпускных и лечпособия к отпуску, который уже закончился. Учителя школы им. Ауэзова из села Кайнар Ордабасинского района, оставшись без нагрузки, только после поднятого шума в соцсетях сумели отстоять свое право на труд. В школе села Нурлыжол Сарыагашского района собирали с учителей по 1200 тенге в связи с прохождением тарификации и повышением заработной платы. Завуч, объявившая о сборе денег, уже уволилась.

Учитель физики школы им. Алтынсарина Бахытжан БЕЙСЕНБАЕВ из того же Сарыагашского района в 2019 году возмутился ежемесячным сбором по 10 тысяч тенге с каждого учителя и потребовал сообщить, куда уходят эти деньги. Неудобные вопросы, видимо, не понравились директору школы Халиде КАБУЛОВОЙ, которая предпочла уволить неугодного учителя и подать на него в суд. И сегодня попавший в опалу педагог пытается доказать свою правоту, восстановиться в должности и доказать, что он не состоит на психоневрологическом учете. Делает он это, как водится, с помощью обращений к руководству.

Вопросы по всем этим фактам мы непременно зададим в редакционном запросе руководителю управления развития человечес­кого потенциала Туркестанской области Рахимбеку Жолаеву. Интересно другое: сколько еще ходоков должны попасть в Министерство образования, чтобы государство поняло, что, закрывая глаза на проблему одного учителя, оно плодит десять новых?

Алиса МАСАЛЁВА, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть