3127

Алматы: с прицелом в будущее

Креативная экономика, чистый воздух и безопасный горный туризм

Алматы: с прицелом  в будущее

Аким Алматы Бакытжан САГИНТАЕВ поделился с журналистами планами развития города в социальном и экономическом направлении. Пресс-конференция проходила в онлайн-формате. Такие меры предосторожности из-за коронавируса.

Только ситуация с COVID-19 в городе начала стабилизироваться, как появился новый индийский штамм. Аким отметил, что из-за этого Алматы вновь может вернуться в “красную” зону.

- Локдауна, наверное, не будет. Но ограничительные меры обязательно появятся, - сказал он. - Проект постановления уже готовится департаментом санитарно-эпидемиологической службы города. Мы сейчас ждем решения комитета санитарно-эпидемиологической службы Минздрава, и как только первое постановление комитета выйдет, мы также свое постановление города будем выпускать.

- Мы все видим, как это быстро распространяется, поэтому я думаю, что все отнесутся с пониманием. Здесь в первую очередь необходимо усиливать вакцинацию. Пока в городе вакцинировано 400 тысяч человек. В последние дни вышли на новый темп вакцинации - 8000-9000 человек в день. Вакцины в городе достаточно, - отметил Сагинтаев.

Ситуация с коронавирусом логично открывает многие выступления и совещания чиновников. От степени распространения ковида напрямую зависит экономика страны в целом и каждого города в отдельности. В Алматы за время пандемии падения главных показателей удалось избежать. В динамике краткосрочного экономического индикатора город сейчас занимает третье место после Алматинской области и Нур-Султана. За пять месяцев этого года рост регионального валового продукта составил 7,8 процента.

Приходить в себя начинает и сектор малого и среднего бизнеса.

- 64 процента налогов поступает от МСБ. Сейчас ситуация выправляется, экономика возвращается в прежнее русло, к нормальной жизни. Сегодня все сферы работают, этому помогли меры господдержки: это налоговые отсрочки, по кредитам, по аренде, субсидирование. Конечно, это дало возможность выстоять нашему малому и среднему бизнесу и показывать хорошие темпы роста, - сказал аким.

Для поддержки МСБ в Алматы приняты такие антикризисные меры, как освобождение от уплаты налогов, арендных платежей, отсрочка и субсидирование процентной ставки по кредитам. Это сделано в рамках реализации программ “Дорожная карта бизнеса-2025”, “Енбек”, “Экономика простых вещей”, “Алматы Бизнес”. С начала года по ним одобрено более 1000 проектов на 86 млрд тенге, отметил Сагинтаев.

В приоритете властей города, разумеется, развитие промышленных предприятий, производство отечественной продукции, создание новых рабочих мест. В рамках этого направления активно развивается индустриальная зона Алматы. Сейчас ее участниками являются 54 компании из разных сфер экономики. До 2025 года здесь запустят еще 28 предприятий. Сагинтаев подчеркнул, что, несмотря на пандемию, Алматы остается центром привлечения инвестиций.

- На сегодня сформирован пул из 201 инвестиционного проекта на 2021-2024 годы общей сто­имостью 4,5 трлн тенге с созданием 35,4 тысячи рабочих мест. В ближайшее время планируется начать строительство нового терминала международного аэропорта. С возведением терминала планируется увеличить пассажиропоток на 6 млн человек в год, пропускная мощность увеличится в 2,5 раза.

Экономика Алматы будет не просто инвестиционно-привлекательной, но и креативной. Это новое направление для развития города, подчеркнул Сагинтаев. Кино, музыка, анимация, компьютерные игры, масс-медиа - все эти секторы возможно монетизировать по опыту зарубежных стран. Тем более что ресурсы и кадры для этого есть. В Алматы свыше 50 тысяч человек занимаются созданием и продвижением креативного контента. Осталось только создать им условия для дальнейшего развития.

- Для успешного развития данного сектора экономики в Алматы создается экосистема, в которой каждый творческий человек или креативный предприниматель будет обеспечен защитой производимого им продукта интеллектуальной собственности, финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки, необходимой инфраструктурой и многим другим, - добавил аким Алматы.

Естественно, на особом контроле градоначальника решение экологических проблем Алматы, главная из них - загрязнение воздуха. Решение видят в постепенном переходе к более экологичному общественному транспорту. Сегодня по городу курсируют 515 автобусов на газовом топливе, еще 14 используют электричество. Кроме того, больше горожан смогут пересесть на метро. До конца этого года планируется завершить и технически запустить еще две станции - “Сары-Арка” и “Достык”. Не оставят без внимания и велосипедистов. Для развития необходимой инфраструктуры в этом году запланировано строительство более 80 километров дорог для этого экотранспорта.

В контексте экологической проблематики Сагинтаев рассказал, когда ТЭЦ-2 будет переведена на газ:

- По поручению главы государства осуществляется проект по переводу ТЭЦ на газ. Ожидается, что строительно-монтажные работы начнутся в 2022 году, а завершатся в 2025-м.

Идет работа и по развитию зеленого пояса города. За три года в рамках программы “Жасыл Алматы” будет высажен миллион деревьев. 480 тысяч саженцев различных пород уже принялись в городской почве.

- В текущем году показатель обеспеченности зелеными насаждениями на одного человека будет доведен с 7,7 до 8,5 кв. м. Для эффективного управления зеленым фондом сформирован реестр зеленых насаждений, где на каждое дерево сформирован электронный паспорт. Система будет в открытом доступе для всех. В этом году будет автоматизирован процесс выдачи разрешений на посадку и вырубку деревьев, - рассказал аким.

Касаясь сферы образования, Сагинтаев сообщил, что в сентябре намечено открытие в Алматы филиала университета де Монт­форт - Казахстан, который даст возможность получить британское образование.

Аким ответил и на вопросы журналистов. В частности, о создании безопасности на пеших горных маршрутах. Для этого разработан целый комплекс мер.

- В этом году в горах Алматы планируется организовать вертолетную площадку, два конт­рольно-спасательных пункта, где будут круглосуточно дежурить 16 спасателей. Также будет построено 15 хижин на отдаленных участках с возможностью передачи спутникового сигнала SOS на пульт спасателей. Кроме того, прорабатывается проект покрытия сотовой связью слепых зон в горах, - отметил Сагинтаев.

Алматы - крупнейший город и локомотив экономики страны. Но все изменения, которые ему предстоит пройти, актуальны не только для самого города, но и в целом для большого Алматы - Алматинской агломерации, города без окраин. Поэтому главные вопросы экологии, транспортной инфраструктуры, непродуктивной занятости, стихийной застройки должны решаться синхронно, скоординированно.

Елена БАХАРЕВА, фото СЦК, Алматы

Поделиться
Класснуть