2431

Конкуренты, вы готовы?

Глава Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Серик ЖУМАНГАРИН представил в правительстве законопроект, который направлен на устранение барьеров, мешающих честной (!) конкуренции (“есь же” еще и нечестная). Документ призван снизить долю участия государства в экономике до 14 процентов.

Конкуренты, вы готовы?

- Например, рынок реализации лекарственных средств жестко зарегулирован. Предполагается сокращение лекарств, подлежащих государственному ценовому регулированию, при наличии взаимозаменяемости, - описал Жумангарин на заседании кабмина одну из новелл.

Он выделил три барьера для развития конкуренции: доступ к ключевой мощности, искажение в сфере ценообразования, а также избирательное покровительство, или фаворитизм.

Доступ к ключевой мощности, по его словам, означает инфраструктуру или объект, без которых невозможно предоставлять свои услуги потребителям.

- Примерами являются магистральная железнодорожная сеть, кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшей переработки, морские порты, субстанции для производства лекарств, технологии производства. Нами определены принципы доступа к ключевой мощности: платность, транспарентность, срочность, возможность, занятие доминирующего положения, - оттараторил глава АЗРК.

Следующий важный шаг - регулирование деятельности операторов государственных и частных. В Казахстане выявлен 51 монопольный оператор, 47 из них - с госучастием.

- Что мы предложили? По 24 из них вводится институт специального права, они будут подлежать жесткому регулированию ценовому, ограничению иной деятельности, запрету на участие в других компаниях, публичности, возмещению убытков бизнесу при создании. По 18 регулирование не требуется, эти операторы осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. По девяти будут приняты кардинальные меры: по четырем - ликвидация либо приватизация, по пяти - лишение операторства, сохранение в статусе подведомственных организаций, - сказал Жумангарин.

Он предлагает развить конкуренцию на рынке грузовых железнодорожных перевозок:

- У нас уже выдано более 40 лицензий. Есть три перевозчика, двое из них являются частными, они работают в пилотном режиме. Задача - расширить эту деятельность. То есть мы планируем, чтобы было не менее 10 перевозчиков к 2025 году.

Другой большой закрытый рынок, по мнению главы АЗРК, - аэропортовская деятельность. Жумангарин предлагает к терминальному обслуживанию предоставить свободный доступ, а в перронном обслуживании обеспечить наличие минимум двух операторов, один из которых будет негосударственным. В аэро­портах с пассажиропотоком более двух миллионов человек предпринимателям будет доступ как минимум к трем услугам наземного обслуживания.

Кроме того, планируется отдать в частный сектор все без исключения автобусные парки страны.

Члены кабмина без вопросов проголосовали за этот проект закона, теперь глава АЗРК готовится к внесению документа в парламент.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть