3113

Ослабить хватку

малого и среднего бизнеса, смягчив условия кредитования, призывают сенаторы правительство и Нацбанк

Ослабить хватку

Парламентарии предлагают снизить ставки по кредитам для МСБ.Сейчас некрупные предприниматели вынуждены брать потребительские займы под высокие проценты, а затем, не имея возможности платить по за­облачным счетам, они становятся злостными должниками.

На парламентских слушаниях в сенате, прошедших в пятницу, первым о высоких процентных ставках кредитов для бизнеса заговорил депутат Даурен АДИЛЬБЕКОВ. Из-за них в банках обслуживается всего 30 тысяч заемщиков из числа МСБ, что составляет всего 2,5 процента от всех действующих. По словам сенатора, вне госпрограммы льготного кредитования банковский сектор не кредитует малый и средний бизнес. Доля кредитования банками субъектов МСБ без участия государства в этом году составила всего 19 процентов.

- Пока мы ходим по замкнутому кругу. Бизнесу нужны кредиты. Для этого Нацбанку нужно снижать уровень базовой ставки. Но Нацбанк считает, что это приведет к росту инфляции. В то же время для дальнейшего снижения нынешнего уровня инфляции Нацбанк предлагает правительству диверсифицировать экономику, заняться импортозамещением, а для этого опять-таки нужны доступные кредиты! Нацбанку и правительству необходимо выработать конструктивные меры для выхода из этого круга. А пока банки получают выгоды от участия в госпрограммах льготного кредитования, увеличивая количество кредитуемых предпринимателей и снижая кредитный риск. Они не мотивированы на кредитование малого и среднего бизнеса, - отметил Адильбеков.

Кроме того, банки не предоставляют отсрочек по кредитам. А ведь для того чтобы встать на ноги, бизнес-проекту необходимо время. Сейчас же начинать погашение банковского займа необходимо уже через месяц после его получения. Сенатор привел в пример международную практику. Например, в Китае кредитование малого бизнеса осуществляется с отсрочкой на 5 лет. Более того - сам Казахстан, беря взаймы у международных организаций и банков, получает отсрочку в погашении на несколько лет, это называется льготный период.

Спикер сената Маулен АШИМБАЕВ поддерживает коллегу и считает, что недоступность кредитов - одно из главных препятствий для развития МСБ. По его словам, с 2017 года банковские займы малым и средним предпринимателям сократились на 22 процента. Сложнее всего получить кредит начинающим предпринимателям и микробизнесу.

- Они зачастую не имеют необходимого залогового имущества и достаточных оборотов. Банки неохотно идут на кредитование этой категории заемщиков, предпочитая работать с крупными клиентами. В такой ситуации владельцы микробизнеса нередко вынуждены занимать средства, как и физические лица, под 20-25 процентов годовых, - сказал Ашимбаев.

Глава Нацпалаты предпринимателей “Атамекен” Аблай МЫРЗАХМЕТОВ тоже не разделяет политику Нацбанка. Если в 2016 году доля кредитов малому и среднему бизнесу в ВВП составляла 36 процентов, отметил он, то сейчас - 19 процентов, что является одним из худших показателей в ЕАЭС. Он подчеркнул, что банки перестали выполнять свою ключевую роль.

- Мы считаем, что денежно-кредитную политику надо выравнивать, снижать базовую ставку. Мы сейчас “подсели” на госпрограммы и говорим, что очень много госпрограмм вынуждено государство субсидировать до 6-7 процентов. Считаем, что Нацбанк должен снижать базовую ставку, не играть нотами, - сказал Мырзахметов.

А региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия БУРУНЧУК угрюмо констатировала, что в Казахстане, в отличие от других стран, МСБ совсем не растет. “Как был маленьким, так и остается маленьким в течение нескольких десятилетий”.

Участники парламентских слушаний рекомендовали правительству и Нацбанку по­думать и принять меры для cмягчения условия кредитования, оптимизировать порядок и графики погашения кредитов. А еще привлечь микрофинансовые организации к участию в кредитовании МСБ по льготным процентным ставкам. Кроме того, не начислять пени и штрафы по кредитным договорам до полной стабилизации ситуации с COVID-19.

И, наконец, прописать четкие правила карантина для бизнеса. В них должны быть отражены сроки, условия, период карантина, перечень субъектов, необходимые меры для обеспечения безопасности, чтобы бизнес мог заранее планировать свою работу в зависимости от попадания того или иного региона в “желтую” или “красную” зону по заболеваемости КВИ. Сейчас решение об ограничении деятельности принимается центральным государственным органом или главным санврачом региона на основании роста выявленных коронаслучаев. Но в то же время, по словам сенаторов, сроки размещения информации о введении карантина не регламентированы. Все это увеличивает риск ведения бизнеса.

А сами депутаты в свою очередь планируют усилить на законодательном уровне наказание за незаконное вмешательство в деятельность бизнеса, нарушение порядка проведения проверок, рейдерство, а также закрепить принцип “презумпции добросовестности предпринимателей”. Пока в Казахстане за рейдерство осуждено за три года всего одно лицо. Статья 365 Уголовного кодекса “воспрепятствование законной предпринимательской деятельности”, по мнению сенаторов, на практике не работает.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть