Какой офлайн, когда такой ковид!..
Не внушающая оптимизма статистика по заболеваемости коронавирусом учащихся, посещающих дежурные классы в школах, не позволяет даже в регионах, находящихся по ковиду в благоприятной зеленой зоне, возвращаться к традиционному офлайн-обучению. Об организации учебного процесса во второй четверти поведали во вторник на брифинге в Службе центральных коммуникаций.
Председатель комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Айжан ЕСМАГАМБЕТОВА сообщила, что в стране с 1 сентября по 16 ноября среди обучающихся в дежурных классах зарегистрировано 302 случая коронавирусной инфекции и один случай ковидной пневмонии. Среди учеников на дистанционке выявили 740 случаев заражения КВИ. Кроме того, опасным вирусом заразился и 241 учитель.
- В абсолютных цифрах кажется, что дети при дистанционном обучении болеют чаще, - заметила главный санэпидемиолог-контролер. - Но если отнести это к количеству детей, которые обучаются дистанционно, то удельный вес будет составлять примерно 0,03 процента. Если соотнести количество детей, которые заболели в дежурных классах, это составляет 0,04 процента. То есть все-таки дети, которые обучаются офлайн, в удельном весе заболевают чаще, чем те, кто обучается дистанционно.
При этом она заметила, что среди 302 заболевших учеников установлены 3219 контактных лиц, а среди 740 - лишь 1056 контактных.
- Дети, несмотря на то, что переносят болезнь легче, по-прежнему могут быть источником инфекций как для учителей, так и для родных. Когда выявляются случаи заболевания среди школьников и среди учителей, как правило, число контактов увеличивается, и зачастую школы целиком уходят на карантин, а не только один класс, - подчеркнула глава профильного комитета Минздрава.
Так, в первый же день начала второй четверти в Нур-Султане на карантин закрыли школу. В целом по стране в первые же сутки обучения во второй четверти среди школьников зарегистрировали 55 случаев заражения коронавирусом: в дежурных классах 14 детей, из тех, кто учится дистанционно, - 41 ученик. К слову, в первой четверти на карантин закрывали школы в Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.
- Эпидситуация в регионах неустойчива, и область, которая находится в зеленой зоне, уже завтра может оказаться в желтой. Заболеваемость коронавирусом за последние месяцы значительно выросла во всех регионах, независимо от того, к какой зоне они относятся. Быть уверенными, что дети в школах будут выполнять все санитарные требования, достаточно сложно. Ввиду своего развития, поведения дети, как правило, подвержены неисполнению требований, которые направлены на профилактику, - недвусмысленно дала понять Есмагамбетова родителям школьников, жаждущих поскорее вернуть детей в альма-матер.
При этом она посетовала, что сегодня из-за погодных условий классы редко проветриваются и воздух в помещениях сухой, так как подключено отопление.
По словам Есмагамбетовой, новогодние мероприятия в школах проводиться не будут.
Журналисты поинтересовались, почему регионы, судя по заявлениям представителей Минздрава, “скачут” из одной зоны в другую.
Так, 12 ноября главный санврач страны Ерлан КИЯСОВ сообщал, что в красную зону вошли Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Западно-Казахстанская и Костанайская области. Но уже 16 ноября в Минздраве сообщили, что в красной зоне находятся лишь Восточный и Северный Казахстан.
- Перенос региона в ту или иную зону происходит на основании двух показателей - это число R и заболеваемость за последние семь дней на 100 тысяч населения. Число R показывает, сколько человек заражается от одного больного. Каждый день от семи дней одни сутки отнимаются, а следующие прибавляются, поэтому переход из одной зоны в другую может происходить ежедневно, - объяснила глава санэпидконтроля Минздрава.
Сейчас (по состоянию на 17 ноября), по ее данным, в красной зоне по-прежнему находятся Восточно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, в желтой - Нур-Султан и Алматы, Костанайская и Павлодарская области. В зеленой зоне - остальные регионы.
Введут ли в стране дополнительные карантинные ограничения на предстоящие праздники 1 и 16 декабря?
- Жесткость карантинных мер будет зависеть от того, как эпидемиологическая ситуация будет складываться в каждом регионе, - ответила представитель Минздрава.
По просьбе журналистов Есмагамбетова ответила на критику главы государства, заявившего 16 ноября в ходе совещания по вопросам борьбы с коронавирусом о том, что в ряде регионов выявлены факты сокрытия новых случаев заражения COVID-19. Она отметила, что если в конце лета в стране проводили порядка 40 тысяч ПЦР-исследований в сутки, то сегодня - почти 80 тысяч. Выросло и количество действующих лабораторий - с 56 до 140.
- В этой связи очень важным фактором является передача тестов территориальным департаментам для проведения эпидемиологического расследования. Выезды в регионы показали, что не все лаборатории имеют интегрированную систему с нашими территориальными лабораториями. Соответственно, не всегда своевременно передаются сведения о положительных результатах исследований. В итоге имели место факты, когда эти случаи не учитывались, - пояснила главный санэпидемиолог-контролер.
Кроме того, добавила она, в ходе мониторинговых поездок представители Минздрава выяснили, что не всегда экстренные извещения передавались в территориальный департамент для проведения эпидрасследования.
Между тем вице-министр образования и науки Рустем БИГАРИ так ответил на участившиеся жалобы учителей о том, что им урезали зарплаты из-за дистанционного обучения:
- Как говорил Асхат Канатович (АЙМАГАМБЕТОВ, министр образования и науки. - Л.Т.), никаких урезаний не будет. По каждому случаю нужно разбираться. Если адресно представят конкретные персоны, кому была срезана заработная плата, мы будем разбираться, делать выводы и предложения по этим проблемам.
Прокомментировал вице-министр и жалобы педагогов на то, что государство не оплачивает им услуги интернета. По словам учителей, обучающих детей дистанционно, им приходится постоянно увеличивать трафик, соответственно, растут и их личные расходы.
- Перед началом учебного года мы совместно с Министерством цифрового развития обеспечили бесплатный нетарифицированный доступ к отечественным образовательным платформам. Организовано рабочее место в школе с соблюдением санитарных норм. Учитель может прийти в школу и оттуда вести уроки, если не может работать из дома. Если называют случаи, что где-то тариф быстро заканчивается, возможно, используются неотечественные образовательные платформы. То есть со стороны государства создали образовательные платформы, необходимые для обучения, завели нетарифицированный трафик, и этого достаточно, чтобы даже при нулевом балансе вести уроки, - заявил Бигари.
Говоря о качестве интернета на селе, он подчеркнул, что практически все имеющиеся в Казахстане 3700 сельских школ работают в традиционном формате, обучаться онлайн там нет необходимости.
Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан