5027

С водой покончить нам бы счёты…

Казахстан пытается договориться с приграничными странами, но пока безуспешно

С водой покончить нам бы счёты…
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Кыргызстан не выполняет согласованный график подачи поливной воды из бассейна реки Шу на юг нашей страны. С Китаем казахстанские чиновники вот уже пять лет пытаются договориться сохранить экосистему трансграничных рек. А протекающие у нас и в России реки с каждым годом мельчают, что обостряет проблему маловодья. Эти вопросы сегодня остро стоят в повестке Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. О них рассказал глава ведомства Магзум МИРЗАГАЛИЕВ в пятницу в сенате на парламентских слушаниях на тему водной безопасности.

В первую очередь министр рассказал о проблемах трансграничного водного сотрудничества, важность которого обусловлена тем, что из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана семь являются транс­граничными. В этой сфере наша страна зависима от профильной политики Китая, Кыргызстана, Узбекистана и России. По словам Мирзагалиева, сегодня одной из основных проблем является отсутствие соглашения с Китаем о делении водных ресурсов транс­граничных рек. Документ начали разрабатывать еще в 2015 году, но пока лишь согласовали его структуру.

- Переговоры с КНР очень сложные. Стоит отметить, что Китай не ведет переговоров по вододелению ни с одной приграничной страной. Казахстан является первой и единственной страной, с которой Китай проводит переговоры. Так, мы настаиваем на включении в будущее соглашение вопросов сохранения экосистемы трансграничных рек. Китайская сторона в этом не заинтересована, - был откровенен глава природоохранного ведомства.

Там не менее, подчеркнул он, благодаря настойчивости казахстанских экспертов в прошлом году с китайской стороной удалось достичь договоренности о комплексном рассмотрении прав сторон на водные ресурсы и сохранение экосистем трансграничных водных объектов.

Не все гладко и в отношении бассейна реки Сырдарьи, протекающей через пять стран Центрально-Азиатского региона. По словам министра, основной проблемой является нарушение установленного еще в советское время порядка распределения водных ресурсов. С обретением независимости Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан “ведут самостоятельную водохозяйственную политику и во многих случаях без учета интересов стран низовья”. Соответственно, Казахстан, как страна, расположенная в нижнем течении реки, остро ощущает дефицит поливной воды в период вегетации. Поэтому, чтобы получить нужные объемы поливной воды, казахстанские чиновники вынуждены с каждой из сторон вести отдельные переговоры.

С Кыргызстаном мы делим реки Шу и Талас в соответствии с соглашением от 1983 года.

- Казахстан свои обязательства по данному соглашению выполняет в полном объеме. Вместе с тем киргизской стороной периодически не соблюдаются графики подачи воды казахстанской стороне по межгосударственным каналам, расположенным в основном в бассейне реки Шу. Отмечу, в последние годы наш регион находится в цикле маловодья, - подчеркнул Мирзагалиев.

Особую обеспокоенность вызывает и экологическое состояние реки Жайык, связанное с уменьшением ее водности. В ходе XVI форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Омске стороны договорились разработать совместную программу оздоровления этой реки, а также Иртыша.

Озабоченность у профильного ведомства республики вызывает также состояние рек Караозен и Сарыозен в Западно-Казахстанской области. Казахстан и Россия договорились создать единые методологические подходы по расчету водохозяйственного баланса этих рек.

- Казахстан находится в цикле маловодья, общий сток в 2019 году составил 83 кубических километра. При этом в последние годы он находился на уровне 90-100 кубокилометров. В этой связи водообеспечение орошаемых земель было напряженным, особенно в южных областях страны, так как 90 процентов орошаемых площадей расположено в данном регионе, а общий водозабор составляет 97 процентов от республиканского, - тревожно констатировал глава Минэкологии, подчеркнув, что орошаемое земледелие является основным водопотребителем в стране.

Напомнив о поручении президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА до 2030 года довести площадь орошаемых земель с 1,6 млн до 3 млн гектаров, министр сообщил, что по плану Минэкологии к 2024 году в южных регионах площадь орошаемых земель будет доведена до 2 млн гектаров. Это позволит создать 77 тысяч постоянных рабочих мест в сельском хозяйстве.

Рассказал Мирзагалиев и о планах по обеспечению населения качественной питьевой водой. В этом году завершат строительство групповых водопроводов: Каскеленский в Алматинской области, Талапский и Жиделинский - в Кызылординской, Пресновский - в Северо-Казахстанской области, Жымпитинский - в Западном Казахстане. Это позволит обеспечить чистой питьевой водой около 46 тысяч жителей 37 сельских населенных пунктов. Кроме того, в одном городе и 39 сельских населенных пунктах с 287 тысячами жителей будет реконструирована старая система подачи воды.

В этом году начали также строить групповые водопроводы Макинск в Акмолинской области, Жаныс би в Актюбинской и новую часть Эскулинского группового водопровода в Карагандинской области. Их обещают ввести в эксплуатацию до конца 2021 года, что обеспечит хорошей питьевой водой 1300 человек в трех сельских населенных пунктах. Кроме того, будут обновлены трубопроводы, обеспечивающие водой три города с 94 тысячами жителей.

- До 2025 года планируется реконструировать и отремонтировать 11 групповых водопроводов, в том числе с увеличением протяженности ряда водопроводных сетей. Благодаря этому 87 сельских населенных пунктов со 104 тысячами жителей будут обеспечены чистой питьевой водой. Кроме того, будет обновлена система подачи питьевой воды в 321 сельском населенном пункте с 525 тысячами жителей, - проинформировал сенаторов министр.

За пять лет планируется построить в общей сложности более 3000 километров групповых водопроводов и тем самым довести показатель обеспеченности населения питьевой водой до 100 процентов.

По словам Мирзагалиева, водное законодательство требует дальнейшего совершенствования. За 17 лет в Водный кодекс вносили изменения и дополнения 62 раза. В результате нарушилась последовательность правоприменения, что в целом привело к ухудшению обстановки в водном хозяйстве. В то же время кодекс не регламентирует технические вопросы проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных сооружений. С учетом этого Мин­экологии планирует в следующем году разработать концепции нового Водного кодекса и законопроекта о безопасности гидротехнических сооружений.

Между тем министр по чрезвычайным ситуациям Юрий ИЛЬИН заявил, что сегодня почти половина гидротехнических сооружений находится в аварийном состоянии, что представляет особую опасность. Подавляющее большинство водохозяйственных сооружений построено в 60-70-х годах прошлого столетия, и сейчас физически и морально изношены до 40 процентов.

Реконструкция аварийных водохранилищ предусмотрена в госпрограмме развития агропромышленного комплекса.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира Заикина, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть