Разве это учёба?
Депутаты мажилиса от всех парламентских партий обрушились с критикой на Министерство образования и науки из-за проблем с дистанционным образованием. Они требуют вернуть традиционное школьное обучение.
Свои претензии парламентарии изложили в депутатских запросах в среду на пленарном заседании мажилиса. Так, депутат Джамиля НУРМАНБЕТОВА напомнила, что за последние девять лет на создание электронных образовательных ресурсов, подготовку педкадров и обеспечение равного доступа к информационно-образовательным ресурсам выделили свыше 72 млрд тенге, из которых 30 млрд тенге потратили на систему е-learning, “которую можно считать безрезультативной”.
- Как показало начало 2020/2021 учебного года, фактически дистанционное обучение школьников было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей МОН и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности о полной готовности семи казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок, - констатировала Нурманбетова.
Она подчеркнула, что до сих пор более 55 тысяч школьников проживают в 835 селах без интернета и более миллиона учащихся не имеют компьютеров. Более того, в начальной школе учителя имеют двойную нагрузку - проводят уроки дистанционно и в дежурных классах. Заложниками ситуации оказались и родители, вынужденные взять на себя роль учителей-предметников. Есть случаи, когда родители оформляют отпуск без содержания, чтобы объяснять своим детям учебный материал, присланный учителем через WhatsApp, возмутилась депутат.
Коллега Нурманбетовой мажилисвумен Дания ЕСПАЕВА заявила, что при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране:
- Выяснилось, что все наши предыдущие сигналы об отсутствии интернета в тысячах сел и аулов, о недостатках технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья - правда, а бодрые ответы чиновников - ложь!
По информации Еспаевой, с 2016 года в систему образования направлены трансферты из республиканского бюджета в размере 27,2 млрд тенге на приобретение мультимедийного оборудования, обеспечение скоростным интернетом школ и подключение школ к цифровым образовательным ресурсам. Кроме того, в 2017 году Казахстан привлек заем Всемирного банка в 28 млрд тенге на финансирование проекта “Модернизация среднего образования”.
Дания Еспаева обратилась к премьер-министру и главе Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета с просьбой проверить, куда ушли выделенные средства.
Депутат Ирина СМИРНОВА подняла вопрос о возврате к обучению в школах. В пример она привела Германию, Францию, Великобританию, Россию и Китай.
- Министерству образования и науки обеспечить равный доступ к образованию каждого ребенка. Предоставить каждому учебному заведению свободу в соблюдении государственного стандарта. Министерству здравоохранения обеспечить выполнение рекомендаций ВОЗ не только в части запретов и регламентаций, но и актуальных рекомендаций о локальном, точечном, своевременном и исчерпывающем реагировании на актуальные вызовы, - предложила депутат.
Она подчеркнула, что в годы войны, разрухи и во времена вспышек более страшных заболеваний школы никогда не закрывались и обучение всегда проводилось в его классическом виде при соблюдении санитарных требований, хотя обеспечить это в прежние времена было намного сложнее.
- Сейчас есть целый комплекс действенных мер безопасности: санитарные тоннели, кварцевые лампы, ионизаторы и очистители воздуха, маски, санитайзеры, возможность размещения школьников на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, экраны для лица, мягкие прозрачные перегородки между партами, - отметила Смирнова.
В свою очередь депутат Ирина АРОНОВА напомнила об обязательном кварцевании классов. Однако бюджеты государственных учебных заведений не рассчитаны на приобретение дополнительного медицинского оборудования.
- Имеется требование Минздрава, но отсутствует правовой механизм его реализации. Выход на местах находят за счет помощи спонсоров и родителей учащихся. При этом обращения руководителей школ в отраслевые государственные органы не дают результата. Необходимо усилить межведомственное взаимодействие и определить балансодержателя медицинского оборудования, необходимого для обеспечения санитарных норм в организациях образования и дошкольного воспитания, - заявила Аронова.
Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан