3640

Разве это учёба?

Депутаты мажилиса от всех парламентских партий обрушились с критикой на Министерство образования и науки из-за проблем с дистанционным образованием. Они требуют вернуть традиционное школьное обучение.

Разве это учёба?
Фото: Bbnews.ru

Свои претензии парламентарии изложили в депутатских запросах в среду на пленарном заседании мажилиса. Так, депутат Джамиля НУРМАНБЕТОВА напомнила, что за последние девять лет на создание электронных образовательных ресурсов, подготовку педкадров и обеспечение равного доступа к информационно-образовательным ресурсам выделили свыше 72 млрд тенге, из которых 30 млрд тенге потратили на систему е-learning, “которую можно считать безрезультативной”.

- Как показало начало 2020/2021 учебного года, фактически дистанционное обучение школьников было сорвано, несмотря на заверения первых руководителей МОН и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности о полной готовности семи казахстанских интернет-платформ к дистанционному обучению и замене ими международных площадок, - констатировала Нурманбетова.

Она подчеркнула, что до сих пор более 55 тысяч школьников проживают в 835 селах без интернета и более миллиона учащихся не имеют компьютеров. Более того, в начальной школе учителя имеют двойную нагрузку - проводят уроки дистанционно и в дежурных классах. Заложниками ситуации оказались и родители, вынужденные взять на себя роль учителей-предметников. Есть случаи, когда родители оформляют отпуск без содержания, чтобы объяснять своим детям учебный материал, присланный учителем через WhatsApp, возмутилась депутат.

Коллега Нурманбетовой мажилисвумен Дания ЕСПАЕВА за­явила, что при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране:

- Выяснилось, что все наши предыдущие сигналы об отсутствии интернета в тысячах сел и аулов, о недостатках технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья - правда, а бодрые ответы чиновников - ложь!

По информации Еспаевой, с 2016 года в систему образования направлены трансферты из республиканского бюджета в размере 27,2 млрд тенге на приобретение мультимедийного оборудования, обеспечение скоростным интернетом школ и подключение школ к цифровым образовательным ресурсам. Кроме того, в 2017 году Казахстан привлек заем Всемирного банка в 28 млрд тенге на финансирование проекта “Модернизация среднего образования”.

Дания Еспаева обратилась к премьер-министру и главе Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета с просьбой проверить, куда ушли выделенные средства.

Депутат Ирина СМИРНОВА подняла вопрос о возврате к обучению в школах. В пример она привела Германию, Францию, Великобританию, Россию и Китай.

- Министерству образования и науки обеспечить равный доступ к образованию каждого ребенка. Предоставить каждому учебному заведению свободу в соблюдении государственного стандарта. Министерству здравоохранения обеспечить выполнение рекомендаций ВОЗ не только в части запретов и регламентаций, но и актуальных рекомендаций о локальном, точечном, своевременном и исчерпывающем реагировании на актуальные вызовы, - предложила депутат.

Она подчеркнула, что в годы войны, разрухи и во времена вспышек более страшных заболеваний школы никогда не закрывались и обучение всегда проводилось в его классическом виде при соблюдении санитарных требований, хотя обеспечить это в прежние времена было намного сложнее.

- Сейчас есть целый комплекс действенных мер безопасности: санитарные тоннели, кварцевые лампы, ионизаторы и очистители воздуха, маски, санитайзеры, возможность размещения школьников на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, экраны для лица, мягкие прозрачные перегородки между партами, - отметила Смирнова.

В свою очередь депутат Ирина АРОНОВА напомнила об обязательном кварцевании классов. Однако бюджеты государственных учебных заведений не рассчитаны на приобретение дополнительного медицинского оборудования.

- Имеется требование Минздрава, но отсутствует правовой механизм его реализации. Выход на местах находят за счет помощи спонсоров и родителей учащихся. При этом обращения руководителей школ в отраслевые государственные органы не дают результата. Необходимо усилить межведомственное взаимодействие и определить балансодержателя медицинского оборудования, необходимого для обеспечения санитарных норм в организациях образования и дошкольного воспитания, - заявила Аронова.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть