3887

Как правильно выйти из шпагата

Генпрокуратура в стремлении исполнить президентские наставления полна решимости свести к нулю незаконное уголовное преследование граждан

Как правильно выйти из шпагата

По идее, таких репрессий не должно быть в принципе, но они еще встречаются, увы, сплошь и рядом. Надзорное ведомство разрабатывает законопроект, согласно которому уже с 1 января 2021 года все ключевые решения в рамках процесса должны проходить через прокурора, который будет нести за них персональную ответственность. Об этом рассказал заместитель генерального прокурора страны Марат АХМЕТЖАНОВ во вторник на пресс-конференции.

Усилить защиту прав граждан в уголовном процессе, напомним, поручил Касым-Жомарт ТОКАЕВ в своем недавнем послании народу. Согласно этой установке будет введена трехзвенная модель разделения полномочий правоохранительных и судебных органов, в которой следователь будет выявлять преступление, прокурор - давать оценку собранным доказательствам, а суд - выносить окончательный вердикт. Ахметжанов подчеркнул, что без согласования с прокурором никакое процессуальное решение не будет обладать юридической силой. Сегодня же самостоятельным процессуальным лицом является следователь, который может принимать решения, сразу вступающие в силу.

Марат АХМЕТЖАНОВ.

- Возрастет ответственность прокуратуры за недопущение нарушений прав человека с момента появления лица в деле, а не при направлении дела в суд. Мы не говорим, что все у нас гладко, хорошо. Вот недавно в своей статье Игорь Иванович РОГОВ (председатель Конституционного совета. - Л. Т.) прямо описал, что наша сегодняшняя система - как Ван Дамм в фильме, в котором он в шпагате: одной ногой на советской, другой на европейской, - в самую точку процитировал казахстанского авторитетного эксперта замгенпрокурора.

Трехзвенная модель, продолжил он, представляет собой звенья, позволяющие в итоге защитить права граждан.

- Орган досудебного расследования проводит объективную проверку. Если видит, что нет события или состава преступления, должен принять процессуальное решение, то есть увести человека от вовлечения в уголовный процесс. Второй фильтр - это прокурор. И третий - суд. Это действительно позволит ограничить, минимизировать вовлечение наших граждан в орбиту уголовного процесса, - отметил Ахметжанов.

Он сообщил, что с 1 октября все правоохранительные органы, занимающиеся досудебным расследованием, перейдут на электронный формат вынесения ключевых процессуальных решений. Так, процессуальные решения будут попадать в единый реестр досудебных расследований, который будет доступен как надзирающему прокурору, так и другим участникам уголовного процесса.

- Прокурор должен своевременно отреагировать, посмотреть законность. В случае выявления нарушений в этом же электронном формате он его (процессуальное решение. - Л. Т.) отменяет, - пояснил замгенпрокурора.

По просьбе журналистов он рассказал, сможет ли казахстанка Акжаркын ТУРЛЫБАЙ, осужденная в Китае к пожизненному лишению свободы по обвинению в транспортировке нар­котиков, быть депортирована на родину для отбытия наказания.

- По нашим сведениям, ее приговор вступил в законную силу в Китайской Народной Республике. У нас с КНР имеется двусторонний договор о передаче наших осужденных граждан. Первое условие - должно быть ее письменное обращение о том, что она желает отбывать наказание в Казахстане. После этого в соответствии с заключенным ратифицированным договором мы направим уведомление в прокуратуру КНР о возможной ее передаче, - разъяснил замглавы надзорного органа.

При этом он подчеркнул, что в соответствии с казахстанским законодательством, а именно статьей 297 Уголовного кодекса, за сбыт и перевозку наркотиков у нас тоже предусмотрено пожизненное лишение свободы.

- В соответствии с договором, я думаю, при изучении всех материалов у нас есть полная возможность ее экстрадировать сюда для отбытия наказания, - добавил Ахметжанов, отметив, что письмо от Турлыбай с просьбой об экстрадиции пока не поступало в Генпрокуратуру Казахстана.

Поинтересовались журналисты и тем, как скажется на имидже Казахстана тот факт, что Верховный суд принял решение вернуть обвиняемым в многомиллиардных хищениях экс-акиму Атырауской области Бергею РЫСКАЛИЕВУ и его брату Аманжану РЫСКАЛИЕВУ ранее конфискованное имущество.

- В каком смысле “на имидж Казахстана”? При чем тут имидж? - округлил глаза спикер. - Мы говорим, что в соответствии с действующим законодательством приняты решения. Я здесь никакой параллели не вижу!

По словам Ахметжанова, арест снят с имущества, приобретенного Рыскалиевым в период, когда он занимался вполне законным бизнесом, до его криминальных схем.

К слову, от конфискации освободили и имущество, записанное на родственников Рыскалиевых, которым не предъявлялись обвинения.

- Приговор вынесен в прошлом году, он был заочным, то есть не участвовали подсудимые и другие лица. В ходе расследования после вступления (приговора. - Л. Т.) в законную силу поступило ходатайство от тех граждан, которые не были участниками этого судопроизводства. Лицам, которым не предъявлялось обвинение и где в ходе досудебного расследования не была установлена причастность к незаконному обогащению, это родственники и другие, было возвращено имущество, - сообщил Ахметжанов.

В ходе брифинга замгенпрокурора привел интересующую общество статистику. Так, по его словам, по сравнению с прошлым годом на треть уменьшилось количество преступлений, связанных с сексуальным насилием.

- Несомненно, на это повлияло ужесточение наказания, это остудило головы многим потенциальным насильникам. Раньше насильник мог примириться с жертвой и тем самым избежать реального наказания. Это позволяло ему оставаться на свободе, и, возможно, насилие могло повториться. Сейчас эта возможность исключена. В этом году за такие преступления в среднем осуждаются на пять с половиной лет лишения свободы, - проинформировал блюститель законности.

Исключена возможность примирения сторон по неоднократным кражам и мошенничеству. Перевод таких преступлений в разряд тяжких повлиял на увеличение показателей в этой категории - их стало на 73 процента больше.

- Но в суд стали направлять больше уголовных дел. Значит, больше дел заканчиваются приговорами, и преступники получают реальные наказания за свои деяния, - подчеркнул Ахметжанов.

Он привел пример с гражданином по фамилии БЕГАЛИ, который в 2019 году совершил девять краж, в том числе четыре раза с проникновением в жилище:

- Во всех случаях закон позволял гражданину Бегали примириться с потерпевшими и оставаться на свободе. Но в феврале этого года он совершил очередную кражу с проникновением в магазин. На этот раз его приговорили к реальному лишению свободы.

На 8 процентов выросло количество преступлений в отношении детей.

- На одного человека завели сразу 60 уголовных дел за преступления в отношении несовершеннолетней жертвы. Это тоже поспособствовало росту статистики. В прошлом году мы также ввели уголовную ответственность для врачей и других сотрудников за сокрытие фактов сексуального насилия в закрытых учреждениях, интернатах. Поэтому такой рост. Но количество потерпевших не увеличилось, - пояснил заместитель генпрокурора.

По его словам, ужесточение наказания за вождение авто в пьяном состоянии привело к тому, что на 30 процентов снизилось количество лиц, садящихся за руль нетрезвыми. Кроме этого на 26 процентов снизилась аварийность на дорогах, в том числе со смертельным исходом - на 16 процентов.

Ахметжанов также сообщил, что перевод статьи 110 (истязание) Уголовного кодекса из категории частного в дела частно-публичного обвинения позволил повысить эффективность борьбы с бытовым насилием, так как теперь такие преступления расследуются независимо от заявления потерпевшей. В результате в этом году возбуждено в пять раз больше расследований по фактам истязаний, в суд направлено 19 дел.

Но в целом, по мнению главного надзорного правоохранительного органа, наблюдается позитивная тенденция.

- За восемь месяцев 2020 года количество регистрируемых уголовных правонарушений сократилось на 35 процентов, краж и грабежей - на 50 процентов, случаев хулиганства - на 46 процентов. В целом по актам прокурорского реагирования прекратили более 800 уголовных дел, а по протесту генерального прокурора - 116 приговоров, которые уже прошли апелляцию, изменены в сторону смягчения, - заключил Ахметжанов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото СЦК и Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть