2575

Госзакуп - не роскошь

В 4,6 млн тенге обходится бюджету покупка одного средненького автомобиля класса В для чиновников. В этом году с учетом запрета главы государства на покупку дорогих машин и мебели госорганы умерили свои аппетиты и закупили автомобилей в три раза меньше, чем в прошлом году. О целевом распределении средств рассказал директор департамента законодательства госзакупок Министерства финансов Сабит АХМЕТОВ в пятницу на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Госзакуп - не роскошь

-Есть у нас единичные случаи, когда приобретали акиматы (автомобили. - Л. Т.), но в большинстве случаев в пределах тех технических характеристик, которые указаны в нормативно-правовом акте. Что касается отдельных случаев, по ним сейчас идет проверка, - сообщил Ахметов.

Кроме того, добавил он, закуп автотранспортных средств проводился по большей части до введенного президентом моратория.

- В этом году в рамках того, что у нас есть ограничения - поручение главы государства о запрете, в три раза меньше приобретенного автотранспорта по сравнению с прошлым годом. В 2019 году всего в рамках госзакупок было приобретено 4,5 тысячи единиц автотранспортных средств, из них на легковой автотранспорт было потрачено около 15 млрд тенге. Остальные закупки связаны с приобретением спецавтотранспорта для коммунальных служб, - поведал глава департамента.

В этом году покупателями легкового автотранспорта в основном стали органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологические службы, службы мобилизационной подготовки, службы по чрезвычайным ситуациям. Сабит Ахметов заверил, что большинство автотранспорта приобретено в пределах двух ограничений, установленных в распоряжении по объявлению моратория. Первое - объем двигателя легкового автотранспорта не должен превышать двух тысяч кубических сантиметров и не должен быть выше базовой комплектации. Второе - приобретаемые авто должны быть отечественного производства. Практически все автотранспортные средства были приобретены у отечественных товаропроизводителей, заверил Ахметов.

Ответил он и на вопрос журналистов, имеются ли факты закупа чиновниками дорогой мебели:

- На сегодня таких примеров по покупке явно роскошной мебели нет, поскольку на мебель так же, как и на автотранспорт, объявлен мораторий. Единственное, там есть мебель, которая была приобретена до установления моратория, до выхода этих нормативно-правовых актов. Сейчас мы очень рады, что на каждый случай активно реагируют средства массовой информации и при покупках мониторят. Большинство администраторов бюджетных программ, после того как идет публикация в СМИ, самостоятельно отказываются от закупки и отменяют тендеры.

Сабит Ахметов не стал отрицать, что имеется немало фактов, когда госорганы закупают, так сказать, неприоритетные товары, работы и услуги:

- Но, как правило, такие расходы осуществляются за счет экономии. Действующее законодательство позволяет заказчикам использовать экономию, сложившуюся по итогам закупок, по своему усмотрению. Поэтому сейчас мы прорабатываем вопрос повторного согласования расходования средств.

По словам Ахметова, для обеспечения эффективного расходования бюджетных средств оптимизированы расходы на 500 млрд тенге. Но в целом в этом году по сравнению с прошлым объем госзакупок увеличился, связано это с затратами на борьбу с пандемией коронавируса. Большие деньги ушли на медицинское оборудование, защитные средства, лекарства и аппараты искусственной вентиляции легких.

Сабит Ахметов рассказал и о том, какие меры принимает Минфин, чтобы исключить коррупционные риски в сфере госзакупок. Так, ведомство предлагает внедрить рейтингово-балльную систему, предусматривающую полное исключение человеческого участия в процессе госзакупок, то есть без конкурсной комиссии.

- Посредством широкой интеграции электронной системы госзакупок предлагается на веб-портале автоматически присваивать потенциальным поставщикам соответствующий рейтинг. Система будет работать следующим образом: поставщикам с положительной историей, высоким показателем финансовой устойчивости, длительными сроками гарантии будут автоматически присваиваться положительные баллы. Соответственно, недобросовестным участникам - отрицательные, - рассказал Ахметов.

На основании наибольшего количества баллов, скомбинированных ценовых и качественных критериев веб-портал госзакупок автоматически будет определять победителя конкурса. Это предложение Минфин включил в законопроект по вопросам госзакупок, который сейчас находится на рассмотрении мажилиса.

Чтобы бороться с аномально низкими ценами при госзакупе, министерство установило пороговые значения скидок. Сабит Ахметов привел примеры, когда цена заявки признается демпинговой. К примеру, на строительно-монтажные работы она должна быть ниже не более чем на 10 процентов от выделенной суммы; на работы по проектированию ПСД, ТЭО, услуги технического надзора - ниже не более 15 процентов; на иные работы, услуги, товары - ниже не более 20 процентов от выделенной заказчиком суммы. На услуги по экспертизе проектов ПСД и ТЭО снижение цены не допускается.

Помимо этого создан электронный депозитарий, который позволяет формировать базу всех документов, подтверждающих опыт работы поставщиков для их участия в госзакупках. Ахметов отметил, что основным критерием выбора поставщика по крупным закупкам является наличие опыта работы. Поэтому большинство фактов манипуляций осуществляется именно с документами, подтверждающими опыт работы.

И еще одним способом борьбы с коррупцией станут закупки через электронный магазин, который апробируется сейчас в пилотном режиме на товарах, стоимость которых не превышает 100 месячных расчетных показателей.

- Закупка товаров через электронный магазин осуществляется посредством веб-портала, который интегрируется с действующими на рынке интернет-магазинами. Особенностью электронного магазина является то, что этот способ закупки предоставляет заказчику свободу выбора нужного ему товара. При этом поставщик такого товара определяется на основе наименьшей цены, - пояснил директор департамента.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и СЦК, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть