18212

Что скрывает МОН?

На фоне всего происходящего в стране как-то незаметно проходит скандал, связанный с именем экс-чиновницы Министерства образования и науки Анар КАИРБЕКОВОЙ. В конце июля бывшая сотрудница ведомства и бывший руководитель Южно-Казахстанского государственного педагогического университета обвинила в дез­информации и подлоге своего бывшего шефа - министра образования и науки Асхата АЙМАГАМБЕТОВА - и поставила под сомнение его докторскую диссертацию. Мол, возможно, он не сам писал работу. Мы не смогли остаться в стороне и решили проверить новые обвинения бывшей чиновницы.

Что скрывает МОН?

Во-первых, госпожа Каирбекова публично обвинила главу МОН в отсутствии у него уровня магистратуры при поступлении в док­торантуру. Во-вторых - в том, что он почему-то не указывает свою ученую степень в биографии. В-третьих, она считает, что внесены изменения в текст докторской диссертации министра спустя 10 лет после защиты, намекая на возможный плагиат. Вот мы и решили хорошенько поискать, может, действительно здесь что-то нечисто с работами руководителя ведомства.

На наш запрос в альма-матер Аймагамбетова - КарГУ имени

Е. А. Букетова - ответили, что действительно такой студент проходил обучение в магистратуре университета с 2004 по 2006 год по специальности “политология”. Более того, нам из университета подкинули ссылки из интернета, где давным-давно гуляют фотки будущего министра с одногруппниками. В принципе, такие вещи легко проверяемы, документы, предоставленные нам, также подтвердили данный факт обучения в магистратуре. Таким образом, выяснилось, что первое обвинение провалилось.

Идем дальше. Загадочная докторантура и почему Аймагамбетов не указал в своей биографии ученую степень. Здесь нам пришлось разбираться во всех тонкостях бесконечных и бессистемных реформ образования в нашей стране. Как оказалось, до 1999 года понятия “доктор PhD” законодательно не существовало. В 2004-м в закон “Об образовании” добавили понятия “бакалавр” и “магистр”. И только в 2007 году окончательно закрепилось понятие “докторантура PhD”. До этого с 2005 года в режиме эксперимента начали внедряться такие образовательные программы на базе КазНУ им. аль-Фараби и ЕНУ им. Л. Гумилева. Вот, оказывается, наш министр учился в докторантуре в Евразийском университете с 2006 по 2009 год по экс­периментальной программе. Это нам рассказали в самом вузе, куда мы также отправили запрос. Так что степень PhD, которую он получил в 2009-м , была просто вузовской, академической степенью, но не ученой. Видимо, поэтому чиновник, не имея ученой степени, ее и не указывал.

Что интересно, в его биографии, указанной во всех открытых источниках, ни обучение в магистратуре, ни обучение в докторантуре не упоминается. Понятно, что это и вызвало сомнения.

Ну а теперь о самой диссертации. Мы сделали еще один запрос. В этот раз в АО “Национальный центр научно-технической экспертизы” (НЦНТЭ). Из ответа следует, что диссертационная работа гражданина Аймагамбетова А.К. на тему “Модернизация системы местного управления Республики Казахстан с учетом международного опыта (на примере России и Украины)” на соискание академической степени доктора философии (PhD) по специальности 23.00.00 - “политические науки” была зарегистрирована в июне 2009 года. Работа была сдана на диске CD-R и содержала один файл диссертации, которому присвоен №0609РК00042. Нам даже прислали скриншоты о свойствах диска и файла.

Диссертацию министра никто не редактировал со дня создания файла.

Кстати, формат этого диска не позволяет вносить изменения в файлы. Сообщают, что других документов в фонде на такую тему нет. Сама диссертация насчитывает 118 страниц. Это указано в учетной карточке 2009 года, предоставленной нам за подписью профессора Бурханова К.Н., и как утверждают в центре, хранится работа на добровольной основе, так как согласно действующему на тот момент законодательству диссертации на соискание академической степени до 2011 года на государственную регистрацию не должны были предоставляться. С того времени больше никто этой диссертацией не интересовался.

Получается, если работа сдана по собственной инициативе и могла в любое время быть просто отозвана из НЦНТЭ, зачем надо было что-то там менять и исправлять? Не проще ли было просто изъять ее? Как-то не стыкуется все это.

Но все же заявления экс-чиновницы нам не давали покоя. По ее словам, она якобы изучила работы министра, которые содержат 117 и 120 страниц. Откуда она взяла? И почему не 118, как указывается в учетной карточке, а 117 и 120?

Сама Каирбекова не скрывает, что получила их из открытых источников в интернете. Речь идет о двух файлах с популярных сайтов, где содержатся работы студентов и ученых, один из таких ucnebana5.ru.

Похожие работы там вроде бы есть. Одна из таких даже содержит 120 страниц. Но в тексте большое количество ошибок. Помимо этого мы обнаружили несколько схожих работ, которые были созданы позднее 2009 года, то есть спустя время после того, как состоялась защита Аймагамбетова. Также помимо этих версий в интернете выложили некую дипломную работу 2006 года студента Омарова из Павлодара. Количество страниц якобы диссертации и реферата павлодарского жителя совпадают - 117. Даже части текста похожи. На первый взгляд можно увидеть идентичность работы бакалавра и докторской. Люди, разместившие эту дипломную работу, видимо, готовили общественное мнение к тому, что диссертация - плагиат бакалаврской работы некоего студента Омарова. А учитывая слова Каирбековой о том, что докторская диссертация находится на уровне бакалаврской работы, вполне можно предположить, в какую плоскость хотели завернуть скандальчик.

Еще одна гибридная версия, которая появляется при поиске схожих текстов в интернете, лежит на сайте bankreferatov.kz уже как анонимный реферат. Дата создания - январь 2020 года. Скорее всего тоже неспроста появился этот вариант.

Причем во всех этих интернет-версиях диссертаций, рефератов 2006, 2011 и 2020 годов дата создания файла, количество символов, слов и страниц, структурных частей не совпадают с реальным оригиналом, записанным на CD-R-диск еще в 2009 году.

Естественно, мы не могли не обратиться в вуз, где проходила защита, там-то обязаны хранить диссертацию, стенограмму и другие материалы защиты. Первые запросы были безуспешными: вуз, ссылаясь на карантин, просто игнорировал наши требования и запросы. Только после третьей попытки нам наконец удалось ознакомиться с материалами. В вузе нам предоставили сохраненную папку, или так называемое аттестационное дело. В папке аккуратно сложены рецензии, пожелтевший бумажный вариант диссертации, отзывы, стенограмма, протокол предзащиты и другие документы. И диск CD-R-формата. На диске записано несколько файлов: стенограмма, аудиозапись и сама диссертация. Щелкаем на “свойства документа” и видим, что он создан 4 мая 2009 года и содержит 118 страниц. Содержание идентично с тем файлом, который находится в НЦНТЭ.

На свой запрос, направленный в МОН, мы, к сожалению, четкого ответа не получили, была лишь отписка, которую предоставили с нарушением всех сроков. Все-таки коммуникации - это не конек Министерства образования и науки. Вместо того чтобы четко разложить информацию и дать ясные комментарии, руководство МОН ограничилось отписками и дежурными ответами в духе “нам некогда, мы заняты подготовкой к новому учебному году”.

В общем, возникает ощущение, что акция против министра готовилась, но как-то коряво. Кто знает, может, госпожа Каирбекова, не до конца изучив эти вопросы, поддалась эмоциям и обвинила министра незлонамеренно. Тем более, как мы знаем, обиды на своего бывшего шефа у нее могут еще остаться за двукратное увольнение как из министерства, так и с должности ректора. Наше издание об этом писало подробно.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан

P.S. Что-то подсказывает, что на этом скандалы в МОН не закончатся, будем ждать продолжения. Тем более поводов хватает: и сокращение вузов, и объявленная кампания по переназначению ректоров государственных университетов, ну и, в конце концов, недавнее решение МОН по неразмещению государственных грантов почти в 40 частных вузах. Ну и вишенкой на торте будет очередная четверть в дистанционном режиме. А возможно, это просто эмоции.

Поделиться
Класснуть