10068

Левая схема

Армянский вариант оказался нежизнеспособным

Левая схема

На фоне ситуации с коронавирусом на второй план отошли все остальные немаловажные вопросы, в том числе и по автомобилям, ввезенным в Казахстан из стран ЕАЭС, в том числе Армении. Однако власти не забыли про “евразийских” автомобилистов и, более того, пошли им на уступки, решив продлить срок постановки на временный учет до 1 июля 2020 года.

Следовательно, если корректировки в постановление правительства “О некоторых вопросах ввоза в Республику Казахстан и эксплуатации гражданами Республики Казахстан отдельных транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армении” будут утверждены и приняты, то срок постановки на учет автомобилей с желтыми номерами 18-го региона может быть также передвинут с 1 марта 2021 года на 1 июля 2021 года.

Между тем в одной из последних наших публикаций на эту тему мы сообщали, что общество содействия автомобилистов (ОСА) предложило владельцам таких машин свою схему решения проблемы: “евразийские” автовладельцы с помощью ОСА (естественно, небесплатно) регистрируют в Армении компании, становятся их учредителями и директорами и переоформляют машину на эту компанию (см. “Чужие среди своих”, “Время” от 6.3.2020 г.).

Узнав об этой услуге, мы сразу же обратились с официальным запросом к министру финансов Армении Атому ДЖАНДЖУГАЗЯНУ:

“Просим вас разъяснить, насколько жизнеспособна такая схема? Какие риски существуют при этом для граждан Казахстана, которые решат воспользоваться этим путем обхода казахстанского законодательства? Нарушат ли они тем самым законы Республики Армении? И готова ли Республика Армения - партнер Казахстана по ЕАЭС - помогать казахстанцам в уклонении от уплаты в Казахстане таможенных пошлин, утилизационных сборов и прочих налогов?”.

На днях мы получили ответ за подписью генерального секретаря Министерства финансов Армении Вазгена АРУТЮНЯНА:

“Автомобили для личного пользования, зарегистрированные на территории Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Армении, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В остальных случаях, в том числе для юридических лиц, являющихся собственниками автомобилей, при ввозе которых применялись более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа (ЕТТ ЕАЭС), ввоз таких автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС регулируются пунктом 13 приложения №3 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года”.

Из пункта 13, на который ссылается г-н Арутюнян, следует, что “легковые автомобили, ввезенные на территорию Армении из третьих стран и помещенные после подписания договора под таможенный режим ввоза для свободного обращения, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, отличающимся от ЕТТ ЕАЭС в отношении легковых автомобилей, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС, либо до истечения 3 лет после начала применения Арменией ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС”.

“То есть, согласно схеме, представленной в запросе (схеме ОСА. - Р. Б.), автомобили, зарегистрированные в Армении на юридическое лицо и ввезенные по льготным ставкам, при ввозе на территории других государств - членов ЕАЭС будут признаны иностранными товарами, и на них будут распространяться аналогичные нормы, установленные Таможенным кодексом ЕАЭС (в частности главой 29 ТК ЕАЭС), которые действуют на автомобили при временном ввозе из третьих стран, - поясняет г-н Арутюнян. - В связи с вышеуказанным считаем, что представленная схема не будет жизнеспособной”.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть