Чужие среди своих
Решение проблемы “евразийских” автовладельцев может зайти в тупик
Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ на днях в очередной раз поручил правительству подготовить варианты решения проблемы с регистрацией автомобилей, ввезенных в республику из стран ЕАЭС до 1 февраля 2020 года для личного пользования. Как известно, еще 24 января глава государства поручил в месячный срок и в разовом порядке обеспечить временную регистрацию таких авто. А их владельцы должны в срок до 1 марта 2021 года уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет, либо вывезти машину из страны, либо осуществить иное, не запрещенное законодательством действие.
Почему главе государства приходится повторяться? Да потому что владельцы машин, ввезенных в Казахстан из стран ЕАЭС (Армения, Россия, Киргизия), не хотят делать все по закону. Точнее, они были бы рады поставить авто на учет, но не желают платить таможенные пошлины и утилизационный сбор. По словам этих автовладельцев, слишком дорогое удовольствие выходит: стоимость сборов равна стоимости самой машины, а то и превышает ее в 1,5-2 раза.
И дольше года длится бой
Противостояние государства с “евразийскими” автомобилистами началось не вчера, а гораздо раньше. Помните, какая байга была с праворульными автомобилями? А с машинами с киргизскими номерами? С теми самыми, которые до сих пор бороздят улицы казахстанских городов, несмотря на регулярные полицейские облавы и попытки их запретить… Но, перефразируя классика, автомобили и ныне там. Точнее, тут.
С машинами с армянскими номерами тоже не вчера все закрутилось. Еще в августе 2019 года вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз ЕРЖАНОВ жаловался на то, что их владельцы создают большие сложности: не платят налоги, нарушают ПДД, чувствуют свою безнаказанность и т. д.
“Если их больше будет завезено, то вся наша работа по увеличению производства легковых авто, те же меры по автокредитованию просто будут впустую”, - резюмировал тогда Ержанов на одной из пресс-конференций.
Причина высокого интереса казахстанцев к приобретению машин в Армении довольно проста: более низкие таможенные пошлины и отсутствие утильсбора. Для того чтобы приобрести такое авто, казахстанцы получали в Армении прописку и вид на жительство либо оформляли машину на граждан этой страны, а затем получали у них доверенность на право вождения.
Однако все прекрасно понимали, что это не совсем законно и длиться долго такая лафа не может. Так и произошло. В МВД Казахстана заявили: все ввезенные подобным образом машины (зарегистрированные в Армении и Киргизии автомобили с 2014 до 1 января 2020 года) доставлены в нашу страну с нарушением статьи 63 закона “О дорожном движении”, в которой говорится, что все автомобили обязательно должны быть зарегистрированы в Казахстане. Исключение составляют машины, “участвующие в международном дорожном движении” и ввозимые в Казахстан на срок не более одного года. Кроме того, в том же законе говорится, что ездить на такой машине в Казахстане можно, но при условии, что каждые 12 месяцев машину необходимо вывозить за пределы страны на срок 30 дней.
Голь на выдумку хитра
Цели государства в этом вопросе вполне ясны и понятны: обеспечить защиту интересов отечественных автопроизводителей. Но в стране повсеместно прокатились митинги автовладельцев с требованием не только разрешить им эксплуатацию таких машин, но и зарегистрировать их в Казахстане. При этом “евразийцы” выразили готовность даже заплатить штрафы в размере до 100 тысяч тенге.
Отдельные предприимчивые граждане пошли еще дальше. К примеру, общество содействия автомобилистов (ОСА) предложило такую схему: “евразийские” автовладельцы с его помощью регистрируют в Армении компании, становятся их учредителями и директорами и переоформляют машину на эту компанию. В ОСА даже подсуетились и нашли в России друга, который готов приютить машины на 30 дней на своей охраняемой стоянке. Естественно, все это не бесплатно...
Президент Независимого автомобильного союза (НАС) Казахстана Эдуард ЭДОКОВ настоятельно рекомендует не предпринимать таких шагов:
- Да, с юридической точки зрения никто запретить так делать не может. Но сам подход - наколоть государство - это неправильно. Играть с государством - это как дергать спящего тигра за усы: если он проснется, то будет плохо. Я всем рекомендую не рисковать и делать все по закону.
Неравная справедливость
По словам Эдокова, согласно армянскому законодательству временную прописку в Армении могут получить только постоянно проживающие там лица. Кто из тех, кто ввез в Казахстан армянский автомобиль, постоянно проживает в Армении? Никто! Тем не менее они подписали документ, что проживают постоянно в Армении, и получили прописку. То есть уже пошли на нарушение закона. И пока это прокатывало, они не платили транспортный налог.
Во-вторых, никто из них не ездил в Ереван проходить техосмотр. В-третьих, до декабря прошлого года никто из них не подпадал под действие страховки и под видеокамеры. К примеру, была информация МВД Казахстана, что один житель Нур-Султана на своем BMW заработал 437 предписаний. То есть они и здесь спокойно нарушали закон и прекрасно себя при этом чувствовали. А когда государство решило навести порядок, пусть и запоздало, то сразу же пошла волна возмущений: мол, они такие бедные-несчастные и государство их обмануло. “Ничего подобного!” - утверждает Эдуард Эдоков. По его данным, среди владельцев машин с армянскими номерами бедных и несчастных практически нет.
- Речь идет отнюдь не о бюджетных в большинстве случаев машинах. Вполне приличные “лексусы” и другие дорогие бренды. И нельзя сказать, что эти автовладельцы из необеспеченных слоев населения - они среднего класса обеспеченности. И вот они требуют, чтобы их освободили от уплаты сборов и пошлин. Но тогда возникает вопрос: чем отличаются владельцы машин с армянскими номерами от владельцев с казахстанскими номерами, которые с 2016 года платят и утильсбор, и первичную постановку на учет? Давайте тогда и им вернем деньги, которые они заплатили. Это было бы справедливо, - считает эксперт.
А что касается путей решения возникшей ситуации, то, по мнению главы НАС, есть только один путь:
- Владельцы этих машин обязаны заплатить и таможенный сбор, и утильсбор в тех суммах, которые платим мы все. Но можно дать им рассрочку на год. Но, опять же, это будет несправедливо по отношению к тем, кто привозит машину сейчас и должен оплачивать все эти сборы сразу. А они привезли, поездили, потом повозмущались - и вот вам рассрочка?
Кстати
В МВД Казахстана предлагают два варианта решения проблемы. Первый - регистрация по примеру временного ввоза иностранных автомобилей без уплаты сбора за первичную регистрацию. Второй - временная регистрация с отсрочкой на год уплаты сбора за первичную регистрацию.
По словам вице-министра внутренних дел Марата КОЖАЕВА, оба варианта предусматривают эксплуатацию авто до полного износа без права отчуждения. Это означает, что ввезенный автомобиль нельзя будет продать или подарить. Однако все мы знаем, что в Казахстане автомобиль умудряются продать даже по страховке (имя покупателя вписывается в страховой полис, что позволяет ему управлять автомобилем). Таким образом, МВД в очередной раз вырабатывает меру, которую граждане просто не смогут не нарушить.
Комментарий в тему
Старший эксперт Фонда поддержки экономических инициатив Айбар ОЛЖАЕВ:
- Если верить данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за январь 2020 года продажи новых автомашин в стране выросли на 20 процентов. Это порядка 5 тысяч легковых автомобилей. На их покупку наши граждане потратили 50,9 млрд тенге. С учетом того что каждый второй из трех проданных автомобилей собран силами отечественного автопрома, конечно, пока ничто не угрожает утвержденным правительством индикаторам по развитию автомобильной промышленности.
Просматривается ли негативный долгосрочный эффект? Здесь единственное, что настораживает, большинство произведенных и проданных у нас автомобилей, а это Lada, Ravon и Hyundai, находятся в том же ценовом сегменте, что и пригнанные из Армении и Киргизии автомашины, что в будущем может негативно повлиять, уменьшив базу отложенного спроса. Сейчас данный вопрос рассматривается больше с политического угла, нежели с экономического. Раз поставлена задача найти баланс между социальной напряженностью и действующим законодательством, то очевидно, что он будет найден.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото предоставлено Эдуардом Эдоковым и со страницы Айбара Олжаева в Фейсбуке, Алматы