7056

С больного Bus - на здоровый

В Семее не утихают страсти вокруг и внутри системы общественного транспорта

С больного Bus - на здоровый

Акиматчики годами уверяли, что с появлением муниципального автопарка не только улучшится работа городского общественного транспорта, но и кардинально изменятся тяжелые условия труда водителей и кондукторов. Однако ни пассажиров, ни водителей с кондукторами перемены, мягко говоря, не обрадовали…

Ермак САЛИМОВ через два месяца после вступления в должность акима Семея объявил войну прежней системе, при которой транспортники думали не об удобстве пассажиров, а только о своем кармане (см. “Аким Семея бросился под автобус”, “Время” от 4.9.2015 г.). Ожесточенное противостояние между частными перевозчиками и акиматом растянулось на четыре года. В августе 2019-го состоялся долгожданный тендер на обслуживание городских маршрутов. Одним из главных требований к его участникам стало наличие новых автобусов. Два гиганта, которым еще недавно принадлежало 70 процентов маршрутов в Семее - ТОО “Семавтопарк” и ТОО “Азия Комби”, - ожидаемо остались за бортом. Львиную долю маршрутов выиграл новый автопарк ТОО Semey Bus. Акимат называет его муниципальным на том основании, что 49 процентов в нем - доля государства. Казалось бы, настал звездный час для чиновников! Вы так долго распекали перевозчиков-частников за многочисленные нарушения - так покажите, как должен работать образцовый общественный транспорт. Не смогли…

7 сентября прошлого года запуск новых автобусов по новой маршрутной сети обернулся транспортным коллапсом (см. “Зигзаг неудачи”, “Время” от 17.9.2019 г.). Из-за изменения маршрутной сети прежнее количество автобусов с 427 сократилось до 321. Но даже из этого числа на линию вышло чуть больше половины. Виновником оказался тот самый муниципальный автопарк Semey Bus, поскольку из его 170 новых автобусов… 47 процентов осталось стоять в автопарке. Причина - отсутствие водителей!

И в последующие месяцы Semey Bus испытывал острый дефицит в водительских кадрах. На первый взгляд, условия, предлагаемые работодателем, казались заманчивыми. По словам директора муниципального автопарка Аскара ЗИЯДАНОВА, однодневная зарплата водителя за минусом налоговых отчислений и удержаний в пенсионный фонд - 10 тысяч тенге. Если водитель не допускает нарушений, ему дополнительно выплачивается премия - 30 процентов от однодневного заработка. Итого получается 13 тысяч тенге.

В таком случае, почему в Semey Bus не спешили устраиваться водители, которые остались без работы, когда прежние перевозчики проиграли конкурс? “Они привыкли к неконтролируемому потоку денег. Их не устраивает фиксированная зарплата один раз в месяц”, - пояснили чиновники.

До поры до времени за кадром оставалась другая, более веская причина - каторжные условия труда.

Когда пассажирскими перевозками заправляли частники, водителям сходило с рук несоблюдение графика. Утром выехал позже, вечером сошел с линии раньше, в обед вообще простоял несколько часов в “отстое”. А вот в муниципальном автопарке с жестким графиком с 6.00 до 21.00-22.00 у водителей и кондукторов на сон оставалось… несколько часов! На следующий день снова в строй.

Официально в Semey Bus режим работы - два рабочих дня через двое суток отдыха. Но водители и кондукторы утверждают, что они работали подряд намного больше двух дней.

Перед Новым годом сотрудники автопарка устроили забастовку, заявив, что их работодатель грубо нарушает Трудовой кодекс. А спустя месяц обратились за защитой к акиму города.

“Мы, водители и кондукторы ТОО Semey Bus, фактически работаем свыше 16 часов в сутки, - говорится в письме на имя градоначальника. - На базу мы выезжаем в четыре часа утра (для того, чтобы пройти медосмотр), а домой - в одиннадцать часов вечера (тратим лишний час, чтобы сдать кассу). Это противоречит как Трудовому кодексу, допускающему 40 рабочих часов в неделю, так и договорам, где указано, что мы должны отдыхать не менее 12 часов между сменами. Фактически у нас между сменами проходит всего четыре часа! В связи с нехваткой водителей мы работаем больше двух смен подряд. Это приводит к тому, что по улицам города ездят автобусы, которыми управляют водители, спавшие не более четырех часов в сутки в течение 4-5 дней подряд! Человеческий организм имеет свои пределы. Несмотря на профессионализм наших водителей, это элементарно опасно для горожан...”

- Это далеко не единственное нарушение Трудового кодекса, которое допускает предприятие с долевым участием государства, но, на мой взгляд, самое вопиющее, - считает правозащитник Илья БАРОХОВСКИЙ. - Водителей и кондукторов табелируют из расчета восемь часов работы за смену. Получается, на бумаге закон не нарушается. Но достаточно проехать на автобусах рано утром и поздно вечером, чтобы убедиться в том, что их обслуживают одни и те же сотрудники.

По словам правозащитника, в акимате, вместо того чтобы признать очевидное и устранить грубейшие нарушения, утверждали, что все жалобы - это выдумки уволенных сотрудников.

- Валерия НОВОСЕЛОВА - работника автопарка, который отнес в акимат письмо Ермаку Салимову, уволили в тот же день. Это письмо подписали 36 человек. Их по одному вызывали в кабинет к начальству. После этого почти все, кто сейчас продолжает работать на предприятии, отозвали свои подписи. Исключением стала кондуктор Наталья БОРИСЕВИЧ. Она не поддалась на уговоры отозвать свою подпись, но и найти предлог для ее увольнения не получилось. Слишком хорошо работает. На днях стало известно, что Наталье хотят сделать восьмичасовой рабочий день и половину зарплаты. Если это произойдет, руководство автопарка косвенно признает, что остальные работают больше 16 часов в сутки! - заявляет Илья Бароховский.

Наталья Борисевич охотно делится, как проходит ее рабочий день:

- Я встаю в 3.15. В 4.30 иду на автобусную остановку. Там меня подбирает служебный транспорт. На базу мы приезжаем в 5.15-5.30. Проходим медосмотр, потом идем получать валидаторы. На линию выезжаем в 6.00. Обед сократили до 50 минут. Мой маршрут №20 заканчивает работу в 21.57. Потом едем на заправку. Там очередь. Возвращаемся на базу. Снова стоим в огромной очереди, чтобы сдать кассу. На это уходит час-полтора. В автопарке две развозки - в 23.00 и в час ночи. Если не успеваем уехать в 23.00, стараемся взять такси, чтобы поспать хотя бы три часа. Долго не давали выходных. Работали подряд и по трое, и по пять суток. Считаю, что из-за перегрузки у меня случился гипертонический криз. 15 дней была на больничном - с 15 января по 1 февраля.

- Вам выплатили больничный?

- Не выплатили и не собираются это делать. У руководства такая позиция: мошенников много - больничные листы можно купить. Поэтому оплачивают больничный только тем, кто лежал в стационаре.

- С какими еще нарушениями Трудового кодекса вам приходилось сталкиваться?

- Сейчас в интернет выкладывают ролики, где кондукторов нашего автопарка заставляют раздеваться, чтобы проверить, не спрятали ли они собранные деньги. К счастью, со мной такого не происходило. Но зато мне до сих пор не выдали на руки трудовой договор, хотя я приступила к работе еще 2 октября 2019 года. У нас с зарплаты удерживают пенсионные отчисления, но не переводят в пенсионный фонд. Зарплату задерживают...

- Водители и кондукторы моют автобусы?

- Да. Вечером автобус снаружи моет водитель. В автопарке есть мойка. Но мойщиков всего два, автобусов в очереди - сто. Выбор небольшой: либо ты стоишь в огромной очереди и спишь уже не три-четыре часа, а еще меньше, либо моешь свой автобус сам. Утром салон автобуса моем мы, кондукторы. Никто не заставляет, но если автобус будет грязный, тебя оштрафуют. У частника я тоже мыла салон, но мне за это доплачивали. Тогда и платили больше, и выходных было больше...



Водители и кондукторы моют автобусы?
- Да. Вечером автобус снаружи моет водитель. А автопарке есть мойка. Но мойщиков всего два, автобусов в очереди сто. Выбор небольшой – либо ты стоишь в огромной очереди и спишь уже не три-четыре часа, а еще меньше, либо моешь свой автобус сам. Утром салон автобуса моем мы - кондукторы. Никто не заставляет, но если автобус будет грязный, тебя оштрафуют. У частника я тоже мыла салон, но мне за это доплачивали. Тогда и платили больше, и выходных было больше.

- Частным перевозчикам ставили в вину, что они не создают условия для отдыха водителям и кондукторам. Еще два года назад алматинские специалисты поднимали вопрос о создании на конечных остановках комплексов для водителей с комнатой для приема пищи, с туалетом, душевой. Что изменилось после создания муниципального парка?

- Какие комплексы с душевыми – о чем вы? – улыбается Наталья. - После больничного меня перевели на другой маршрут №5. Так, на его конечных остановках даже туалетов нет. Приходится терпеть до базы. Там в туалет в теплом помещении нас не пускают, замок повесили. Вынесли за территорию холодную кабинку. Ну, вот еще с собранных денег разрешают брать на обед без отдачи 1000 тенге. 500 – водителю, 500 – кондуктору. Но потратить их можно только в тех точках общепита, где укажет руководство. На днях мы обедали в столовой на Контрольном. Подали что-то холодное и несъедобное. Не отравились и то хорошо…

- Еще с собранных с пассажиров денег за проезд разрешают брать на обед без отдачи 1000 тенге: 500 - водителю, 500 - кондуктору. Но потратить их можно только в тех точках общепита, где укажет руководство. На днях мы обедали в столовой на Контрольном. Подали что-то холодное и несъедобное. Не отравились, и то хорошо…

С подачи общественников водители и кондукторы обратились с жалобами на нарушения трудового законодательства муниципальным автопарком в прокуратуру и государственную инспекцию труда.

- Трудовая инспекция отказалась проводить проверку предприятия по заявлениям его работников на том основании, что президентом объявлен мораторий на проверки объектов микропредпринимательства. По их данным, компания Semey Bus является субъектом микропредпринимательства с количеством сотрудников не более 15 человек! - восклицает Илья Бароховский. - Как это может быть? И кто кого обманул? Если муниципальный автопарк действительно по документам является субъектом микропредпринимательства, как он мог выиграть тендер на пассажирские перевозки, не имея достаточного количества сотрудников?! Если же несколько сотен кондукторов и водителей числятся в автопарке на законных основаниях, почему для трудовой инспекции Semey Bus не крупное предприятие, а субъект микропредпринимательства?

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Когда верстался номер, пришел ответ на нашумевшее обращение работников муниципального автопарка акиму Семея. Власти признали, что из 701 работника трудовой договор получили на руки лишь 184 человека. Обе­щано в ближайшее время это исправить. Однако то, что водители и кондукторы вынуждены работать свыше 16 часов в сутки, акиматчики в своем ответе не опровергли и не подтвердили.

Поделиться
Класснуть