Машина не роскошь - доплати и рули
Почему необходимо узаконить пригнанные из-за границы автомобили и чем рискуют их владельцы
В рамках ЕАЭС до сих пор нет постоянного учета и единой базы по ним. Справедливости ради отметим: при пересечении нашей госграницы VIN-код автомобиля вводят в компьютер. Но поскольку такая машина не будет проходить растаможку, стражи торговых границ не отслеживают ее дальнейшую судьбу. Как и налоговики и другие госорганы. Только полицейские ведут свою статистику дорожных аварий с участием иностранных авто и преступлений, в которых засветились эти автомобили.
Такая ситуация и стала одной из причин массового ввоза в нашу страну недорогих авто с армянской и киргизской “пропиской”. На сегодня в Казахстане ездят более 100 тысяч машин с иностранными номерами (всего в стране зарегистрировано порядка 4,3 млн транспортных средств). Значительная часть ввезена в Казахстан из России. Из Армении у нас эксплуатируются порядка 27 тысяч автомобилей, из Киргизии перегнали около 16 тысяч.
Казалось бы, можно порадоваться за казахстанцев: интеграционные процессы и открытые границы позволяют нашим гражданам приобретать в соседних странах подержанные автомашины, среди которых немало с правым рулем, и спокойно ввозить их в страну.
Но у этой медали есть и оборотная сторона. И здесь можно понять озабоченность полицейских, ежедневно сталкивающихся с машинами-“невидимками”, водители которых нередко грешат на дорогах страны.
К примеру, в 2019 году камеры зафиксировали 92 тысячи нарушений, допущенных “невидимками” на дорогах, а это в 3,5 раза больше по сравнению с 2018 годом! По данным МВД, водители автомобилей, стоящих на иностранном учете, в прошлом году совершили около двух тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 132 человека и более 500 получили ранения.
На днях представители полицейского министерства сообщили о необходимости поставить на учет приобретенные на свое имя автомобили с иностранными номерами, эксплуатируемые в Казахстане более одного года без выезда за пределы страны. Для этого недавно по всей стране провели акцию “Приемная на дороге”, в рамках которой стражи порядка разъясняли всем желающим, каким образом можно узаконить ввезенные ими автомашины.
Кроме того, полицейские говорили о сомнительных сделках. Речь идет о покупках машин, не соответствующих требованиям Евро-4, о праворульных, а также о возможных проблемах с приобретением машин по доверенности или страховке. Казалось бы, все просто и понятно - какие машины подлежат регистрации, а какие не могут быть оформлены при всем желании. И граждане должны поехать в автоЦОНы своих городов, чтобы зарегистрировать машину.
Но граждане не хотят регистрировать приобретенные машины и требуют для себя привилегии - начиная от льготного периода до полной легализации ввезенного авто.
Для объективности нужно спросить у самих протестующих: на что они рассчитывали, покупая и эксплуатируя машины с нарушением закона? Автомобиль не только средство передвижения, но и имущество, подлежащее обязательной регистрации! Трудно представить, что люди не знали, что им нужно будет регистрировать авто, купленное по заманчивой цене в Киргизии и Армении. Как можно было рисковать своими деньгами, чтобы купить там машину, не выяснив прежде, можно ли ее будет впоследствии оформить в Казахстане?
Еще более странная ситуация, когда наши граждане приобретают в Киргизии или России машину просто по доверенности на управление. И при этом умудряются ее перепродать еще несколько раз в Казахстане, но уже по страховке. Ведь, по сути, никто из них не является владельцем автомашины, хотя и купил ее на кровно заработанные деньги.
Как вариант, собственник по техпаспорту может заявить в полицию своей страны об угоне, и машину поставят на стоянку до выяснения всех обстоятельств. Как показывает практика, подобное выяснение может длиться годами. Кроме того, владелец такой машины не проходит техосмотр, не платит налоги, штрафы. А еще с помощью этих автомобилей в последнее время стали совершать и уголовные преступления.
Например, в конце прошлого года в Павлодарской области трое местных жителей специально купили по страховке в соседней России вазовскую “шестерку”, протаранили на ней машину местного бизнесмена и совершили на него разбойное нападение. После преступления сожгли “жигули” как ненужную улику. И таких примеров немало.
С полицией все более-менее ясно: она находит какие-то решения, чтобы узнать, кто ездит по нашим дорогам, проводит профилактические рейды и беседы, даже ловит преступников на авто с иностранными номерами. А вот куда смотрят другие заинтересованные органы, когда мимо казны утекают огромные суммы в виде неоплаченных сборов и пошлин?
Например, по договору о ЕАЭС автомобили, растаможенные в Армении и Киргизии с 2014 по 2020 год, являются иностранным товаром и могут ввозиться на территории стран - членов ЕАЭС только теми гражданами, кто постоянно проживает в Киргизии или Армении. Наши же умельцы придумали очередную серую схему: за 80-100 долларов делают себе фиктивные прописки в этих странах, оформляют на свое имя дешевые машины и перегоняют в Казахстан. И катаются себе в удовольствие. Но статья 66 закона РК “О дорожном движении” гласит: казахстанцы обязаны в 10-дневный срок после покупки таких авто зарегистрировать их в спецЦОНах страны после уплаты всех сборов и пошлин в бюджет…
По самым средним подсчетам автомобильных экспертов, если казахстанцы зарегистрируют все автомобили, пригнанные из Армении и Киргизии, бюджет страны может пополниться на несколько десятков миллиардов тенге…
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан - Алматы