2047

Качали и будут качать!

В Актобе нефтескважины, которые реально грозят целостности уникального подземного озера с пресной водой, закрывать не будут.

Качали и будут качать!

Речь идет о девяти скважинах, четыре из которых принадлежат АО “КМК Мунай”, остальные - ТОО “Фирма Ада Ойл”. При этом работают они на территории уникального природного бассейна Кокжиде - подземного озера с ультрапресной водой.

Летом прошлого года экологи в рамках профилактического контроля сделали анализы проб воды с территории заповедника. В итоге выявили превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в несколько раз. В частности, по скважинам “КМК Мунай” - от 1,3 до 8, а по скважинам “Фирмы Ада Ойл” - от 1,35 до 7,81 (см. “Пресная вода на вес чёрного золота”, “Время” от 3.9.2019 г.).

Чтобы провести соответствующие исследования, установить источники техногенного воздействия и загрязнения, а также осуществить их ликвидацию, экологи дали недропользователям срок до 1 ноября 2019 года. После этого специалисты планировали провести контрольный отбор проб воды, чтобы убедиться в устранении нарушений. И в случае повторного выявления превышения ПДК владельцам скважин грозила принудительная остановка работы установок.

Но, похоже, этого недропользователям удалось избежать. По крайней мере, до марта.

- Соответствующие специализированные компании сделали исследования проб воды, отчет нам “КМК Мунай” и “Фирма Ада Ойл” предоставили. По документам выходило, что наше предписание они выполнили, сейчас никаких превышений нет, - заявил заместитель руководителя департамента экологии Актюбинской области Ерболат КОЖИКОВ. - Это объясняется тем, что сейчас не тот период, когда можно установить превышение. Его можно выявить весной, когда поднимается уровень воды. Поэтому предполагалось, что отчеты будут чистыми. Но есть второй этап, весенний, тогда проверим.

О непростой ситуации с подземным озером Кокжиде газета “Время” писала в предыдущих номерах. Как сообщалось ранее, природный бассейн имеет настолько огромный запас, что им на протяжении нескольких десятков лет можно обеспечивать качественной питьевой водой не только Актюбинскую область, но и весь Западный Казахстан, а также Астраханскую область России. Поэтому еще в стародавние времена, а позже и в современном Казахстане официальные власти запретили в пределах заповедника практически все виды нефтепоисковых работ, испытание скважин и нефтедобывающую деятельность.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Хайредена РАУШАНОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть