И дольше жизни длится той
В любом учебнике по экономике вы найдете, что есть четыре вида экономических систем: традиционная, административно-командная (ее также называют плановой), рыночная и смешанная (последняя включает в себя элементы трех предыдущих). Но если рассматривать экономическую теорию через призму казахстанских реалий, то становится понятно, что есть еще один тип экономической системы - той-экономика.
В нашей стране той - это не просто праздник, это, если хотите, национальная идея. Причем она прочно вошла в наш быт даже не вчера! У великого Абая в “Словах назидания” есть такие строки: “Не мы одни такие, все так поступают, не следует выделяться, лучше быть с большинством. Той, который празднуешь со всеми, самый большой той” (выделено нами. - Р. Б.). Вот и получается, что у каждого из нас в жизни обязательно должен случиться большой той, а то и не один.
И эта той-экономика на удивление весьма живуча и эффективна. У властей нет денег на то, чтобы обеспечить достойную жизнь пенсионерам, врачам, учителям. Но есть деньги на проведение грандиозных тоев. Перечислять их, думаю, нет смысла, о них знают все от мала до велика.
Деньги из бюджета плавно перетекают в распоряжение устроителей празднеств, часть их оседает в карманах, чтобы потом быть потраченными на тои меньших масштабов - кыз узату, беташар, свадьбу, рождение детей, тусау кесу, сундет и т. д. и т. п.
Многие, наверное, замечали, как увеличилось в стране количество банкетных залов. Большинство из них зачастую стоят пустые и темные. Но потом случается той! Зажигаются огни, играет музыка, официанты порхают как бабочки, только и успевая менять блюда и наполнять бокалы, тамада срывает голос, развлекая публику, а владелец банкетного зала подсчитывает барыши, которые позволят ему и его работникам прожить до следующего тоя. Вот и получается замкнутый круг, в котором деньги - некое эфемерное нечто, перетекающее из одних рук в другие, из одних кошельков в другие. И государство, которое выделяет финансы на тои республиканского, а то и мирового масштаба, тоже внакладе не остается. Ведь деньги в конечном счете возвращаются к нему в виде налогов и социальных отчислений.
Понятно, что эта золотая жила не может оставаться незамеченной для тех, кто ворочает деньгами. Я говорю про банки. Не так давно мы писали про кредиты на той от JYSAN Bank, который завлекает народ якобы низкими ставками - от 0,1 процента годовых (см. “И вновь продолжается той”, “Время” от 10.10.2019 г.). Зачем задумываться о финансовых стратегиях, о внедрениях новых инструментов, о рисках, об инвестировании, об оптимизации расходов, если можно просто дать населению то, что ему нужно больше всего - возможность провести той?!
Вот и микрофинансовые и кредитные организации всех пошибов, глядя на своих банковских собратьев, пошли по тому же пути. Недавно появились плакаты от микрофинансовой организации Akshamat с простым, но понятным сердцу каждого казахстанца слоганом “Ақшамат - теперь для тоя нет преград!”. На баннере улыбающаяся женщина-врач с деньгами в руках на фоне полной тележки продуктов.
В яблочко! Однозначно целевая аудитория на такую простую рекламу поведется и возьмет кредит, чтобы спустить его на “самый большой той”.
И тут бы включиться государевым мужам, проводить антитоевые PR-кампании. Говорить о том, что деньги лучше не проедать, не пропивать, а инвестировать. Как говорил Абай в “Словах назидания”, использовать богатство, чтобы получить образование не для себя, так для детей. Но госведомства на такое не пойдут, ибо в противном случае вся той-экономика посыплется. А заменить ее нечем!
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото автора, Алматы