1604

Пассажир, покажи личико

Тариф на проезд в общественном транспорте (ОТ) в Нур-Султане при безналичной оплате - 90 тенге - до конца этого года меняться не будет. Повысится ли он в следующем году, будет зависеть от того, заложит ли акимат в бюджет дополнительное субсидирование.

Пассажир, покажи личико

Как отметил председатель правления ТОО “Астана LRT” Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ, поездка одного пассажира в ОТ столицы на самом деле стоит не 90 и даже не 180 тенге, а 198,8 тенге. Получается, пассажир сегодня платит лишь около 45 процентов от реальной стоимости проезда.

- Пока мы не говорим о каком-либо повышении тарифа. С учетом полученных данных за год вынесем материалы с аналитикой на соответствующую тарифную комиссию. Тарифы будут рассматриваться, потом будет обсуждение на общественном совете, на заседании маслихата. После этого поймем, какой будет расчет. О тарифе свыше 90 тенге не говорим. Установленный тариф при безналичной форме оплаты до конца года подниматься не будет, - заявил Игенбердинов.

По его словам, для начала необходимо понять возможности бюджета и только после этого утверждать новые тарифные планы либо оставить прежние.

Электронная система оплаты проезда показала, что ежедневно граждане льготной категории совершают 80 тысяч поездок. Управление соцзащиты населения акимата возмещает убытки перевозчиков в размере 1 млрд 300 млн тенге в год. Однако реальные затраты на провоз льготников составляют 4 млрд тенге. Усложняет жизнь перевозчикам и то, что держателям транспортных карт предоставляются бесплатные пересадки в течение одного часа. Ежедневно пассажиры совершают до 100 тысяч бесплатных пересадок, которые не субсидируются.

По словам Игенбердинова, на протяжении многих лет деятельность столичного пассажирского транспорта остается убыточной. Введение дифференцированного тарифа пока еще не дает возможности полностью решить эту проблему. В такой ситуации вся надежда на субсидирование, объем которого на данный момент недостаточен. Расходы автопарков растут в том числе из-за удорожания топлива и запчастей. В этой связи ТОО “Астана LRT” просит у акимата предусмотреть в трехлетнем бюджете города субсидии в размере 47 млрд тенге, или 15,7 млрд тенге в год.

- В предыдущем бюджете этого (необходимых субсидий. - Л. Т.) не было заложено. Мы с акиматом, налоговыми органами все необходимые проверки провели - каковы реальные расходы, доходы - и вывели вот эту дельту, которую должны субсидировать. Если вопрос с субсидиями в дальнейшем не решится, конечно, будет стоять вопрос о приостановлении работы определенных автобусных парков, которые не смогут вытянуть, - заявил Игенбердинов.

Он отметил, что проанализировать реальные статьи расходов и доходов автопарков удалось только после внедрения электронной системы оплаты проезда. Так, за год их доходы выросли на 5 млрд тенге.

- Раньше эти деньги оседали в карманах водителей и кондукторов. То есть зарплата им, в общем, была не нужна. Конечно, мы столкнулись с противодействием, когда вводили электронную систему оплаты. Однако налоговые отчис­ления автопарков после этого выросли и в первом полугодии 2019 года составили 1,2 млрд тенге против 860 млн тенге за тот же период 2018 года. По итогам текущего года в бюджет, думаю, поступит порядка 2,5 млрд тенге, - сообщил глава ТОО “Астана LRT”.

Однако выросли и расходы, в частности, по причине того, что перевозчики перевели своих водителей в штат и повысили им зарплату до 200-400 тысяч тенге в месяц.

Учредитель ТОО Ipay Алмас АЙМЕНОВ рассказал, как действует новая электронная система FacePay - оплата проезда в общественном транспорте при помощи биометрических данных, а именно - снимка лица:

- Мы создали бот в Telegram, где вы можете зарегистрировать свой ИИН, сделать селфи, добавить свою автобусную карточку и попасть в систему. Далее даете разрешение на использование ваших данных. После, не имея при себе телефона или карты оплаты, можете заходить в автобус и при­обретать билет. При входе в автобус пассажиру достаточно будет посмотреть в специальную камеру. Когда пассажир войдет в автобус, у водителя на мониторе высветится его фотография.

По заверениям Айменова, персональные данные граждан будут надежно защищены, но каким именно образом, он не пояснил.

- Наша система до 95 процентов распознает лицо. Если система распознавания будет ниже 80 процентов, то человека еще раз попросят посмотреть в камеру. Изначально система придумана не для того, чтобы поймать человека, который не оплатил проезд, а для удобства использования пассажирами. Пассажир, который действительно захочет использовать эту систему, будет целенаправленно смотреть в камеру и брать билет.

Систему FacePay планируют запустить для тестирования уже на этой неделе на двух городских маршрутах.

Разработан также способ моментально определять воров в автобусах. Правда, принцип работы соответствующей системы господин Айменов описал несколько сбивчиво:

- Будут черные списки - любые фотографии, которые загрузят правоохранительные органы для поиска. Если эти лица будут где-то засвечены, будет уходить какой-то сигнал. ТОО “Астана LRT” определит, где и какой это сигнал, чтобы потом отработать с полицией. Нам нужны просто фотографии, без имени и ИИН. Через фото мы определим, что этот человек находится в этом автобусе. В департамент полиции будут передавать сообщение об автобусе, в который зашел тот или иной криминальный элемент.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой акимата, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть