Операция без права на ошибку
Министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ не исключает, что во время оперирования Нурсултана КУДЕБАЕВА (сына начальника департамента полиции Алматы Серика КУДЕБАЕВА) была допущена врачебная ошибка. Но вместе с тем глава Минздрава против того, чтобы эскулапы, сделавшие все для спасения жизни пациентов, подвергались уголовному преследованию.
Елжан Биртанов напомнил, что в отношении Каната ТЕЗЕКБАЕВА, главного врача горбольницы №4 Алматы, где Кудебаев был экстренно прооперирован после ДТП, возбуждено уголовное дело по подозрению в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей.
- Есть поручение главы государства. Мы и другие госорганы держим ситуацию на контроле. Должна быть проведена полноценная экспертиза и установлена причинно-следственная связь - были ли ошибки или недостаточное исполнение профессиональных обязанностей. Если это было - что возможно, мы не исключаем, то повлияло ли это на смерть, - сказал глава Минздрава.
Елжан Амантаевич разделяет негодование медработников по поводу меры пресечения для главврача больницы:
- Врачи должны продолжать работать, поскольку они достаточно квалифицированны и профессиональны. Мы рады, что глава государства отреагировал на это. Думаю, надо дальше без эмоций проводить расследование. Если вина будет доказана, суд примет решение.
- Расследование проводится правоохранительными органами - не Минздравом, поэтому я позволю себе слухи не комментировать, - отреагировал министр, отвечая на вопросы журналистов.
Он сообщил, что две недели назад встречался с медицинской общественностью Алматы. Местные врачи настаивают на том, что им необходима законодательная защита.
- Мы будем принимать системные меры по повышению статуса врача - есть соответствующее поручение президента, в том числе новые инициативы в рамках Уголовного кодекса по декриминализации врачебной деятельности. Это международная практика, - подчеркнул министр.
В кулуарах после пресс-конференции Елжан Амантаевич рассказал, как сам в бытность работы реаниматологом дважды подвергался уголовному преследованию.
- Был случай и с летальным исходом: пациент умер, родственники подали жалобу. Следствие показало, что вины, состава преступления нет, вся помощь была оказана в полном объеме. То есть врачебная работа связана с таким риском. Если каждый раз будут судебные иски и мы будем принимать такие крайние меры (как уголовное преследование. - Л. Т.), то будет большой отток кадров. Должна быть четко установлена связь между действиями медработников и летальным исходом пациента, - подчеркнул министр здравоохранения.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Нур-Султан
(Продолжение в материале "Кто нас будет лечить?")