5969

Е-полиция: быстро и удобно

Какие приятные сюрпризы готовит гражданам цифровизция по линии Министерства внутренних дел

Е-полиция: быстро и удобно

Водительское удостоверение выдавать теперь будет корпорация “Правительство для граждан”. Внедрена система выдачи электронных виз для иностранцев, а в каждом областном центре построили центры миграционных услуг, где в одном месте иммигрант может получить все виды услуг, потратив на это всего несколько часов. Но и это еще не все. Председатель комитета миграционной службы (КМС) МВД Мурат КАБДЕНОВ эксклюзивно поделился с нами еще одной приятной новостью.

- Мурат Талапович, начнем с того, что еще делается в вашей сфере. Неужели адресные справки отменяются?

- Пока не отменяются. Но упрощение процедур получения гражданами услуг - для нас приоритетная задача. На это направлена политика государства, есть четкие указания нашего министра, руководства страны и Елбасы - первого президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА по цифровизации и автоматизации всех этих процессов. Всего органами внутренних дел оказывается 40 видов государственных услуг, из них 18 - это услуги миграционной службы. Уже сегодня шесть наиболее востребованных услуг в сфере миграции можно получить через интернет на портале электронного правительства.

Во-первых, это выдача адресных справок - их с начала года выдано около 2,5 миллиона. Далее - регистрация и снятие с регистрации по постоянному и временному месту жительства; оформление паспортов и удостоверений личности, регистрация временно пребывающих иностранцев. В мае мы завершили автоматизацию услуги по продлению разрешений трудовым иммигрантам на работу в домашнем хозяйстве граждан.

До конца года планируется перевести в электронный формат еще четыре услуги миграционной службы. Это оформление выезда за границу на постоянное место жительства, выдача проездного документа беженца, присвоение временно пребывающим иностранцам индивидуального идентификационного номера, выдача выездных виз. А в 2020 году планируется также перевести в электронный формат и согласование приглашений от граждан и юридических лиц на выдачу виз иностранцам. Таким образом, более половины наших услуг можно будет получить в электронном виде, через портал электронного правительства.

- Такими темпами миграционная служба МВД избавится от всех коррупционных рисков, наверное. А куда денете сотрудников, которые не будут нужны?

- Одна из целей цифровизации - действительно снижение коррупциогенности в наших рядах. Ну а сотрудники миграционной службы не останутся без работы. Еще много участков, где необходимы наши профессионалы.

Но некоторые функции, напрямую связанные с безопасностью государства, автоматизировать невозможно. Это, например, прием в гражданство, выдача иностранцам разрешения на жительство в Казахстане, предоставление статуса беженца. Здесь необходимо личное присутствие самого заявителя. Ведь мы же должны удостовериться, что такой человек не будет представлять угрозу безопасности нашей страны. Здесь и необходим профессиональный взгляд наших сотрудников.

- Вот вы сказали, что в приоритете - создать максимальные условия для удобства граждан. Но ведь получение тех же удостоверений личности не всегда же день в день происходит. Иногда люди ждут по нескольку недель. Разве эту простую услугу нельзя улучшить?

- Если у вас есть такие примеры, подскажите, мы разберемся по каждому факту. Кроме того, вспомните: раньше документы выдавались в течение двух месяцев. Мы сократили этот срок до 30, а затем до 15 дней. Еще более сократить его пока не получается - это связано со временем, необходимым на доставку документов в отдаленные районы. Мы постарались максимально упростить вопросы логистики и открыли новые центры документирования. Это предприятия, где изготавливают сами документы. Сейчас их четыре: в Нур-Султане для северного региона, в Шымкенте - для южного, в Актобе - для западного и в Алматы - для обслуживания этого мегаполиса, а также в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях.

Фото Романа Егорова.

И не забывайте, что есть услуга по ускоренному оформлению документов - семь дней; в областных центрах - три дня, а в Нур-Султане, Алматы, Актобе и Шымкенте, где расположены центры изготовления документов, - один день. Более того, введен принцип экстерриториальности, то есть обратиться для документирования можно в любой ЦОН в любом городе или области. Раньше это разрешалось только по месту регистрации. А перечень документов, которые необходимо предоставить для получения паспорта или удостоверения личности, сокращен с восьми до одного. Это стало возможным благодаря интеграции информационных систем, теперь всю нужную информацию мы получаем из баз данных других госорганов.

И еще, сегодня подать заявку на оформление документов можно не выходя из дома через портал электронного правительства и прийти в ЦОН уже за готовым удостоверением личности или паспортом. На портале можно зарегистрироваться по месту постоянного или временного жительства. Раньше надо было обязательно приходить в ЦОН, чтобы внести изменения в чип удостоверения личности. При этом граждане для регистрации не должны предоставлять правоустанавливающие документы на дом или на квартиру. Эти сведения мы получаем в электронном виде непосредственно из адресного регистра. Кроме того, была отменена государственная пошлина за регистрацию, что также сделало ее оформление более простым.

- Еще раз о прописке. Насколько сейчас есть необходимость каждый раз получать адресную справку и предоставлять по месту требования? Зачем нам такая древняя сложность в эпоху цифровизации?

- Регистрация граждан по месту жительства - это еще очень необходимая мера. Возьмите, к примеру, предстоящие выборы президента. Ведь каждый избиратель прикрепляется к избирательному участку по месту регистрации. Иначе как потом правильно и объективно подсчитывать голоса и определять победителя выборов? Во всем мире подобные виды учета ведутся. У нас же переход на единый формат адресных сведений на основании регистрационного кода адреса позволил создать электронную домовую книгу. На сегодня в нее уже внесены данные на 13,5 млн граждан страны. Кроме того, создание электронной домовой книги дало возможность выдавать владельцам жилья адресные справки с указанием всех зарегистрированных у них лиц.

Есть еще одно приятное новшество. В прошлом году в рамках композитной услуги “Рождение ребенка” граждане получили возможность оформлять регистрацию новорожденных детей по месту жительства в проактивном режиме: на мобильный телефон матери ребенка приходит СМС-запрос, согласна ли она зарегистрировать его по своему адресу. Если ответ “да”, больше ничего не требуется, никуда ходить или писать какие-либо заявления не надо. Регистрация ребенка оформляется автоматически.

Кроме того, сейчас совместно с госкорпорацией и Министерством по цифровизации мы прорабатываем вопрос по внедрению упрощенного процесса регистрации граждан по одноразовому паролю через “Мобильное правительство” и мессенджер “Телеграм-бот”.

- Недавно государственную пошлину на оформление паспорта повысили. Для граждан это существенная цена. Может, МВД пересмотрит этот момент, как это было сделано со штрафами за нарушение ПДД?

- Отмечу, паспорт выдается по желанию гражданина в любом возрасте и необходим только для выезда за границу. На территории республики достаточно иметь удостоверение личности, а детям - свидетельство о рождении. При этом пошлина за получение удостоверения личности осталась той же и составляет 505 тенге.

Казахстанский паспорт сейчас усовершенствован. Это электронный биометрический документ, удостоверяющий личность. В чипе паспорта в защищенном виде содержатся цифровая фотография владельца, его подпись и установочные данные. Паспорт имеет дополнительные степени защиты от подделок, регламентированные международными стандартами.

Вы уже знаете, что мы планируем отменить вклеивание фотографий детей в паспорта родителей при их совместном выезде за границу, так как это требование многих стран, чтобы у ребенка был отдельно свой паспорт. Поэтому параллельно сейчас мы рассматриваем вопрос о снижении госпошлины при выдаче паспортов детям. Думаем, это было бы правильным.

Это также снизило бы финансовую нагрузку на родителей, выезжающих за границу с детьми. Кроме того, нами также вносятся предложения по отмене госпошлины за выдачу паспорта детям из многодетных семей. Эти вопросы мы сейчас согласовываем с заинтересованными госорганами и при одобрении внесем на рассмотрение правительства.

Хотел бы обратить внимание, что сегодня уже есть льготные категории граждан, определенные Налоговым кодексом, которые освобождены от уплаты госпошлины за паспорт и удостоверение личности. Это инвалиды, один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в детских домах и (или) интернатах, многодетные матери, удостоенные звания “Мать-героиня”, награжденные подвесками “Алтын алқа”, “Кұмiс алқа”, и другие категории.

- А как с иностранцами? Для них тоже предусматриваете какие-то послабления?

- Конечно, мы упрощаем и услуги, предоставляемые иностранным гражданам. С июля прошлого года при согласовании приглашения о выдаче визы в информационную систему вносятся данные о предполагаемом маршруте и адресе, где иностранец остановится после прибытия в нашу страну. Таким образом, отпала необходимость посещать миграционную службу - регистрация производится автоматически при пересечении границы. Кроме того, уже в этом году для граждан 117 стран, въезжающих с деловыми, туристическими целями или на лечение, введены электронные визы. Оформление приглашения для ее получения занимает пять дней, электронная виза направляется на электронную почту иностранца, ему не надо лично посещать посольство РК.

И еще важным шагом для нас стало создание центров миграционных услуг, которые в прошлом году были открыты практически во всех областных центрах. В Павлодаре открытие запланировано до 1 июля. Работа в центрах организована по принципу одного окна. Скажем, раньше трудовой иммигрант для получения разрешения на работу обходил несколько учреждений: налоговую - для оформления ИИН, поликлиники - для получения медицинской справки, банки - для оплаты госпошлины, нотариусов - для заверения документов, и на все это уходило шесть-семь дней. Сейчас все они собраны в одном месте; иностранец в режиме электронной очереди получает талон и проходит медобследование, оформляет ИИН, страховку, оплачивает госпошлину. Затем пакет документов поступает к нашему сотруднику, который проводит необходимые проверки и оформляет разрешение. Весь процесс занимает два-три часа.

Отмечу, что в ходе всей этой процедуры иностранец сотрудника полиции даже не видит, а общается только с работниками государственной корпорации “Правительство для граждан”: сдает им необходимые документы и получает от них же готовое разрешение. Такая организация работы, во-первых, разгрузила наших сотрудников, а также исключила непосредственные контакты с трудовыми мигрантами. Сейчас мы прорабатываем вопрос оказания через миграционные ЦОНы ряда других государственных услуг. Кстати, за услугами миграционной службы можно обратиться и в обычные центры обслуживания населения - сегодня таким образом мы оказываем 11 различных услуг.

Хочу еще раз отметить, что открытость и доступность - это наш приоритет. Стараемся сделать все, чтобы избавить миграционную службу полиции от устоявшихся плохих стереотипов.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото предоставлено пресс-службой КМС МВД, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть