2132

Кто планирует, тот не виноват?

Государственный долг Казахстана в прошлом году увеличился на 1,8 триллиона тенге по сравнению с 2017 годом и составил 15,3 триллиона. Причиной роста внешней задолженности государства послужили дефицит бюджета и ослабление курса тенге. Но лимит долговой нагрузки пока что находится на безопасном уровне. Об этом заявил первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан СМАИЛОВ вчера в сенате, представляя годовой отчет правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Кто планирует,  тот не виноват?
Фото с сайта altyn-orda.kz

Как сообщил глава Минфина, по итогам 2018 года размер государственного долга составил 15 трлн 387 млрд тенге, или 25,8 процента, к валовому внутреннему продукту.

- Правительственный внешний долг увеличился на 1 млрд тенге по причине финансирования дефицита бюджета и курсовой разницы. Лимит долговой нагрузки находится на безопасном уровне. Отношение расходов обслуживания и погашения долга к доходам бюджета составило 12,2 процента при допустимом пределе 15 процентов, - проинформировал Алихан Смаилов (на снимке).

Вместе с тем, отметил он, валовой внешний долг без учета межфирменной задолженности сократился на 5,4 млрд тенге по сравнению с 2017 годом и составил 57,7 млрд долларов. Внешний долг квазигосударственного сектора составил 19,7 млрд долларов.

Говоря о недофинансировании бюджета, Смаилов отметил, что в прошлом году снижение поступлений налогов произошло из-за уменьшения доходов банков второго уровня, уранодобывающих и горнодобывающих компаний. Так, к примеру, неисполнение корпоративного подоходного налога связано с тем, что поступления в бюджет от двадцати банков снизились на 39,9 млрд тенге, или на 41,8 процента, уранодобывающих и горнодобывающих компаний, соответственно, на 44 процента и 9,2 процента. Не исполнен также план по налогу на добавленную стоимость из-за снижения оборотов 25 крупных налогоплательщиков.

- В целом недоимка в республиканский бюджет по состоянию на 1 января 2019 составила 198 млрд тенге. По сравнению с 2017 годом рост недоимки составил 83 млрд, или 72 процента. Основные суммы недоимки приходятся на корпоративный подоходный налог - 50,5 процента, или 100 млрд тенге, и налог на добавленную стоимость - 45 процентов, или 89 млрд тенге, - сообщил глава Минфина.

В свою очередь председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья ГОДУНОВА также подчерк­нула, что госдолг и долг квазигосударственного сектора остаются в безопасных пределах. 

При этом она отметила, что ежегодно наблюдается рост внешнего долга правительства с одновременным увеличением расходов на его обслуживание - более чем на 25 процентов к уровню 2017 года.

- Полагаем, не совсем хорошо, что займы (внешние. - Л. Т.) привлекаются в сырьевые отрасли. Все-таки приоритеты в развитии отраслей экономики у нас другие. Да и наверняка нефтегазовые и горнодобывающие компании способны сами, без госгарантии, привлекать займы на свое развитие, - заметила главный счетовод страны.

Так, продолжила она, на горнодобывающую промышленность приходится 52 процента всего внешнего долга - 82 млрд долларов, из которых 75,7 млрд в нефтегазовом секторе. Внешний долг транспортного сектора составил более 11,5 млрд долларов, или 7 процентов, в структуре долга, но из них больше половины приходится на трубопроводный транспорт и нефтегазовый сектор. Доля обрабатывающей промышленности в структуре долга составляет 7 процентов, строительства - 2 процента.

По словам Годуновой, стабильная макроэкономическая ситуация в прошлом году способствовала увеличению поступлений в Национальный фонд более чем в полтора раза по сравнению с 2017 годом:

- Обеспечен рост чистых накоплений Нацфонда до 2,5 трлн тенге, тогда как по итогам 2017 года были убытки свыше 940 млрд тенге.

Глава Счетного комитета также сообщила о том, что впервые с 2014 года в Казахстане отмечен рост заработной платы населения в реальном выражении на 2,3 процента, и эта тенденция сохраняется в этом году. А реальные денежные доходы населения в марте 2019 года увеличилась на 9,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Национальным банком продолжалась политика сдерживания денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию, которая не превысила запланированного коридора 5,3 процента. Уровень монетизации экономики продолжал снижаться - с 42 процентов в 2016 году до 35 процентов в 2018-м, - отметила Годунова.

Глава Счетного комитета затронула также такую проблему, как неэффективное расходование бюджетных средств госорганами. По ее словам, некачественные бюджетные решения в 2018 году привели к тому, что 138 млрд тенге израсходованы неэффективно:

- Из-за такого нерационального расходования государственных ресурсов упущена возможность дополнительного мультипликативного эффекта на рост экономики. При этом, как обычно, почти 90 процентов финансовых нарушений - это неправильное отражение операций в бухгалтерском учете.

Вопрос о персональной ответственности за допущенные нарушения остается актуальным, подчеркнула Наталья Годунова:

- Виновные лица зачастую не привлекаются к ответственности в связи с их увольнением по собственному желанию. Если и возбуждается дисциплинарное производство, то в отношении рядовых исполнителей. Тем самым уводятся от ответственности непосредственные руководители, принимавшие необоснованные и незаконные решения. Считаем важным внести изменения в законодательство в части введения обязательной ответственности должностных лиц за финансовые нарушения. И установить градацию ответственности в зависимости от сумм нарушений. На это было соответствующее поручение Елбасы.

Эту тему подхватил сенатор Алимжан КУРТАЕВ, отметив, что в Кодексе о бюджете нет статьи о привлечении к ответственности первых руководителей за некачественное планирование бюджета.

- Со стороны правительства какие меры принимаются по внесению специальных статей в Административный кодекс? - спросил депутат.

Как ответил Алихан Смаилов, бюджетное законодательство предусматривает ответственность за некачественное исполнение бюджета. По итогам прошлого года, отметил министр, к дисциплинарной ответственности привлекли 23 лица, из них 11 - в центральных органах и 12 - в местных исполнительных органах.

В свою очередь министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ (на снимке) сообщил, что сейчас в мажилисе рассматривается законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях.

- Он был внесен в парламент в прошлом году. Сформулированы предложения, которые внесены в сравнительную таблицу. Они направлены на заключение правительства. Проблема - это четкие критерии для определения неэффективного планирования и исполнения бюджета. Этот вопрос (выработки критериев. - Л. Т.) сейчас решается Минфином, Министерством нацэкономики, Мин­юстом и Счетным комитетом, - заключил Бекетаев.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть