2659

Происки толмача

В Караганде жертвой мошенницы стал… департамент полиции

Происки толмача
Фото: kapital.kz

40-летняя индивидуальная предпринимательница из Караганды Саягул ЖАРКЫМБЕК ухитрилась облапошить нескольких следователей из региональных отделов и областного департамента полиции. Буквально у них из-под носа и, скажем больше, с их позволения она увела через управление тылового обеспечения свыше двух миллионов бюджетных тенге!

Сложно сказать, чего не хватало Саягул. По нынешним временам она имела вполне себе прибыльный и непыльный бизнес: занималась письменными и устными переводами. Нередко Жаркымбек была востребована в качестве толмача у местных полицейских. В 2016 году ее ИП дважды выигрывало госзаказы от правоохранительного ведомства. Первый лот “Услуги устного и письменного перевода с западноевропейских, тюркских и других языков на русский или казахский язык (и наоборот)” потянул на 2,2 миллиона тенге. Чуть позже она победила во втором тендере по оказанию аналогичных услуг на 730 тысяч. Затем люди в погонах заключили с ней еще два дополнительных соглашения к этому договору на общую сумму 14,5 миллиона тенге.

Достаточно неплохо, согласитесь. Клиентов со стороны искать не надо. Копайся спокойно в предоставленных следователями бумагах или ходи на допросы, если кто-то из попавших в околоток граждан нуждается в переводчике. Но, видимо, справиться с приступом алчности Саягул не удалось. Она рискнула обмануть сыщиков, с которыми сотрудничала, при помощи не такой уж хитрой, но сработавшей в ее пользу схемы.

Согласно поступившим в суд материалам летом 2016 года Жаркымбек у себя дома изготовила пять фальшивых актов выполненных работ по устному переводу с русского на казахский язык для уголовных дел, находящихся в производстве Юго-Восточного ОП Караганды. Для придания им юридической силы в графе “принял заказчик” собственноручно накарябала подпись и ее расшифровку от имени следователя Ерлана БАЙДУЛЛАЕВА. Затем отправилась в здание областного департамента полиции по улице Ерубаева, 37 и встретилась там с заместителем начальника следственного управления Алмазом САЛАМАТОВЫМ. Он завизировал документы, после чего Саягул передала их на оплату в управление тылового обеспечения. А оттуда бумаги ушли в управление финансового обеспечения, которое перевело деньги в безналичной форме на банковский счет Жаркымбек.

Афера прошла как по маслу. И в декабре того же года воодушевленная успехом переводчица вновь вышла на тропу добычи нечестных доходов, притом увеличив масштабы лжи. Трижды она являлась в департамент полиции с поддельными актами, будто бы подписанными следователями Юго-Восточного и Железнодорожного ОП Караганды, УВД Темиртау, ОВД Балхаша и сельским отделом полиции Шетского района. Фальшивки с указанием завышенных или придуманных объемов вкладывала вперемежку с реально отражающими выполненные работы документами. Таким образом к прежним пяти липовым бумагам добавилось еще 13. И вновь бывалые пинкертоны Алмаз Саламатов и его коллеги из руководящего состава следственного управления Игорь РАТНИКОВ и Вячеслав ГОДОВНИКОВ не заметили в актах исполнительницы госзаказа ничего подозрительного. Тыловики с финансистами, завидев на них автографы начальства, тоже не углядели подвоха и перечислили Саягул новые денежные транши.

Как установила судебно-бухгалтерская экспертиза, общая сумма бюджетных денежных средств, необоснованно переведенных на расчетный счет ИП “Жарқымбек С.Т.”, за 2016 год составила 2 миллиона 138 тысяч 418 тенге. Когда махинации вскрылись, переводчицу привлекли к ответственности сразу за два преступления: мошенничество в крупном размере путем злоупотребления доверием и неоднократную подделку документов, предоставляющих те или иные права.

На днях дело Саягул Жаркымбек рассмотрел Казыбекбийский райсуд Караганды. Жарких баталий в зале заседаний не случилось, поскольку оборотистая переводчица предпочла заключить с прокуратурой сделку о признании вины. Еще бы, ведь в случае обычных разбирательств она могла получить серьезный штраф или срок от трех до семи лет. А сторона гособвинения в обмен на раскаяние подсудимой была не прочь проявить гуманность и оставить ее на воле. Поэтому судье Манат ЖУМАКАЕВОЙ оставалось лишь убедиться в юридической правильности этого процессуального “контракта” и обратить внимание на дополнительные смягчающие обстоятельства - отсутствие в биографии судимостей и полное восполнение причиненного материального вреда. Отягчающих факторов суд не усмотрел, в связи с чем Жаркымбек в наказание назначили три с половиной года ограничения свободы, а также велели погасить процессуальные издержки за экспертизы в размере 376 тысяч тенге.

Поневоле задумаешься о профессионализме полицейского руководства, если их так легко может обмануть начинающая мошенница.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть