4701

“Круглый стол” с острыми углами

Правительство вчера признало: ипотека по программе “7-20-25” недоступна для жителей районов и сел. А сенаторы привели факты, свидетельствующие: она столь же недосягаема для городских бюджетников и госслужащих. Спрашивается: на кого же рассчитана программа, призванная дать “новые возможности приобретения жилья для каждой семьи”?

“Круглый стол” с острыми углами

Казахстанцев из отдаленных регионов заставляют идти в банк и брать ипотечный заем по “7-20-25”. Количество заемщиков отражается на показателях работы акимов. Об этом вчера заявили сенаторы в ходе “круглого стола”, посвященного этой злободневной теме.
- Данная программа в регионах районного уровня имеет сложности с реализацией, там имеется погоня за показателями, освоением данной программы! - сразу взял быка за рога сенатор Нурлан КЫЛЫШБАЕВ (на снимке).

 - Сейчас от банков получена информация, что к ним приходят работники бюджетной сферы и прямо просят дать им справку, что “такой-то не имеет финансовой возможности попасть в рамки этой программы”. Потому что руководство чуть ли не силком заставляют идти в банки, сдавать документы. Ведь цели поставлены, программа должна работать, и в регионах идут на эти перегибы, но к чему это может привести, я думаю, не надо громко говорить.
Глава ипотечной организации “Баспана” Кайрат АЛТЫНБЕКОВ (на снимке), выступающей оператором программы, возразил: он, мол, не слышал о таких фактах принуждения. И заверил парламентариев: руководство “Баспаны” такого “указания сверху” не давало. Начальник управления строительства, архитектуры и градостроительства Актюбинской области Нурлан ИМАНАЛИН также поклялся депутатам: никто на Актюбинщине не заставляет брать ипотеку.

- Мы никому руки скручивать не будем! В районах у людей у самих есть желание взять квартиру по этой программе. Будем работать, но скручивать руки мы никому не будем! - божился он.
Однако сенаторы этим пламенным речам не поверили. Они со знанием дела заметили: открыто в принудиловке никто не признается. И тогда слово взял зампредседателя комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктурного развития Бакытжан КАЧАКОВ (на снимке).

- Эта программа работает для платежеспособного населения, для более платежеспособного, - подчеркнул он. И добавил решительно. - Учитывая, что в районах зарплаты не позволяют, поэтому эта программа в регионах, в отдаленных районах или в сельской местности не будет работать! Это все должны знать!

Тут сенаторы, конечно, поинтересовались: для какой же категории населения создана в таком случае эта программа? Они привели чиновникам данные о заработках представителей массовых профессий в городах. И вышло: “7-20-25” недоступна для большинства горожан. Так, например, в детских садах воспитатели без категории получают 50 тысяч тенге, с категорией - 70 тысяч, а заведующий детсадом - 100 тысяч тенге. В региональных акиматах ведущий специалист зарабатывает 55 тысяч тенге, главный специалист - 65 тысяч, начальники отделов без стажа - 125 тысяч, начальник с максимальным стажем - 190 тысяч. В школах педагог без категории имеет те же 50 тысяч, с категорией (работая на одну ставку) - 90 тысяч, а педагог с высшей категорией, берущий полторы ставки - с учетом всех доплат - 150 тысяч тенге. Что касается врачей, то их зарплаты без категории - 56 тысяч тенге, у врача высшей категории - 86 тысяч.
- Отсюда получается, что сектор бюджетной сферы максимально не попадает в эту программу - что на селе, что в городе! - горячился сенатор Кылышбаев. - Нет возможности внесения первоначального взноса даже при получении жилищного сертификата в 1 млн тенге! Необходимая оставшаяся сумма для работников бюджетной сферы также неподъемна! Я подсчитал: чтобы попасть под эту программу, один из членов семьи должен быть как минимум начальником отдела, второй член - педагогом с высшей категорией! И при этом они должны иметь только одного ребенка!
А ведь еще надо учитывать, что большинство казахстанцев закредитованы. Сенаторы привели данные: 70-80 процентов потенциальных заемщиков имеют отрицательную кредитную историю. Даже из-за просрочки пятилетней давности по потребительскому кредиту за пылесос или телевизор банки отказывают в ипотеке.
- Я не согласен с тем, что банки смотрят на кредитную историю, - это не так, - возразил глава “Баспаны” Алтынбеков. - Есть примеры наших банков-партнеров, которые принимают риски и выдают кредит, даже если заемщик погасил свой потребительский буквально полгода назад и у него эта просрочка погашена. Поэтому нельзя говорить поголовно, что если есть плохая кредитная история пятилетней давности, то банки всем отказывают!
Не слишком воодушевленные услышанным, депутаты предложили не ограничивать сумму первоначального взноса (сейчас по программе это 20 процентов от стоимости квартиры), а разрешить вносить больше - и 30, и 50 процентов. Они уверены: накопить такую сумму казахстанцам могут помочь родители, родственники и друзья - благодаря чему заем в банке можно взять поменьше, а вероятность одобрения заявки станет выше. В “Баспане” обещали над идеей поду­мать...

А между тем в Министерстве индустрии и развития предлагают разрешить кредитовать участников программы “7-20-25” уже на стадии долевого строительства, чтобы удешевить суммы займов. Для этого необходимо внедрить механизм ипотечного кредитования под поручительство Фонда гарантирования жилищного строительства (ФГЖС). Но представитель Нацбанка, присутствовавший в сенате, занял принципиальную позицию: финансовый регулятор не хочет плодить в стране новые замороженные стройки и кинутых дольщиков.
- Мы сейчас не принимаем эту точку зрения в силу нескольких причин, - отрезал директор департамента методологии финансового рынка Нацбанка Даурен САЛИМБАЕВ (на снимке). 

- Во-первых, долевое строительство не улучшает жилищные условия моментально, а лишь предоставляет право на получение жилья в будущем. Фактически гражданин получает не жилье, а какое-то обещание получить его в будущем. А во-вторых, долевое строительство является высокорисковой отраслью. По данным комитета по делам строительства, на 1 февраля по республике более 50 проблемных объектов жилищного строительства, от недобросовестных действий строительных компаний пострадали более 14 тысяч казахстанцев! Что касается предложения покрывать риски строительных компаний за счет ФГСЖ, отмечу: размер фонда, его капитал просто несопоставим с размерами программы. Сейчас капитал ФГЖС составляет 20 миллиардов тенге, а размер программы - 1 триллион! К тому же сейчас уже сам ФГЖС имеет обязательства на сумму 86 млрд тенге, то есть в четыре раза превышающие его размер!
Столь красноречивые цифры, кажется, повергли сенаторов - и без того не слишком воодушевленных - в еще большую задумчивость. В общем, “круглый стол” получился с острыми углами...

Тогжан ГАНИ, фото автора и Романа ЕГОРОВА, Астана

Поделиться
Класснуть