2758

Работа над ошибками

     Парламентарии жутко недовольны деятельностью Министерства финансов в налоговом администрировании, из-за чего страдают простые граждане

     Несуществующие долги, необоснованные ограничения на вылет из страны, отказы в предоставлении кредита - это лишь часть издержек информационных систем налоговых органов. За эти и другие недостатки ответил министр финансов Алихан СМАИЛОВ (на снимке) вчера на правительственном часе в мажилисе.

Первой о неполадках рассказала мажилисвумен Гульжана КАРАГУСОВА. По ее словам, аж с 2015 года парламентарии рекомендуют кабмину обновить и актуализировать базы данных, интегрировать и синхронизировать информационные системы в налоговом администрировании. Однако за четыре года ничего не изменилось.
- А в итоге страдают налогоплательщики. Вот и летом 2018 года из-за несвоевременной организации разъяснительной работы с населением казахстанцы узнавали о наличии налоговой задолженности и связанных с этим ограничениях прямо в банках и аэропортах. Более того, эти сведения зачастую были некорректными, - заявила Карагусова.
Несвоевременное обновление данных по объектам недвижимости, транспорту, земельным участкам создало массу неудобств налогоплательщикам. В результате многие не смогли вовремя выехать в отпуск, открыть банковские счета, получить кредиты. К тому же люди теряют время, доказывая, что вовремя оплатили начисленные налоги.
- Мало того что до сих пор эти проблемы не искоренены, так ведь никто не несет за это ответственности! - подчеркнула депутат.
А между тем, продолжила она, на решение данных задач всегда предусматривались и предусматриваются значительные средства из бюджета. Так, по ее словам, в 2015-2018 годах на функционирование более 30 информсистем Министерства финансов было выделено 34,5 млрд. тенге. На реформирование системы налогового администрирования потрачено 2,5 млрд. тенге, в том числе за счет внешних займов. А на 2019 год на эти же цели предусмотрено 9,5 млрд. и 2,4 млрд. тенге соответственно.
Гульжана Карагусова обратила внимание и на такую проблему:
- Процесс цифровизации экономики путем интеграции информационных систем расширяет круг лиц, которым раскрываются наши персональные данные. В результате угроза использования наших данных усиливается. Усугубляющим фактором также является все еще сохраняющаяся текучесть кад­ров в органах государственных доходов.
О некорректных данных налоговой задолженности сообщила и депутат Татьяна ЯКОВЛЕВА, заметив, что лично столкнулась с такой проблемой.
В ответ Алихан Смаилов не стал отрицать, что обновление информации в базах данных уполномоченных органов запаздывает.
- За весь прошлый год мы сверили огромные массивы данных. Было выявлено более пяти миллионов ошибок в базах данных разных госорганов, и в ходе совместной работы было исправлено порядка 4,7 миллиона ошибок. Порядка 300 тысяч случаев еще имеют место. Эти ошибки могут быть исправлены только в присутствии самого налогоплательщика, - отметил министр.
В этой связи, продолжил он, акиматы и уполномоченные органы до конца этого года проведут подворовой обход, чтобы актуализировать данные. По словам Смаилова, это позволит решить проблему в корне.
Наряду с этим Минфин планирует до конца года ввести предупреждающую SMS-рассылку о налоговой задолженности, чтобы гражданин мог заблаговременно погасить долг. В этом контексте Алихан Смаилов напомнил, что имеется возможность уплатить налоги, например, в аэропорту:
- Информация о том, что оплата получена, приходит фактически мгновенно. Мы интегрировались с банками напрямую через электронный шлюз правительства. Это дает возможность в течение одной-двух минут увидеть информацию о платеже. Поэтому как таковой проблемы при пересечении границы уже нет.
Кроме того, добавил министр, каждый налогоплательщик может проверить сведения о задолженности на портале eGov, в личном кабинете налогоплательщика и через онлайн-сервисы банка.
Для кардинального упрощения электронной уплаты налогов Минфин к концу 2019 года создаст сервис единого электронного кошелька налогоплательщика. Соответствующий опыт финведомство позаимствовало у Эстонии, где налогоплательщики уплачивают налоги по единому реквизиту. Затем полученная сумма автоматически распределяется по всем налогам физического лица.
- В результате исключения ошибочной уплаты налогов будет обеспечено сокращение количества платежных документов, исключение невыясненных платежей и необоснованной пени, сокращение количества зачетов и возвратов ошибочных платежей, инкассовых распоряжений, снижение затрат налогоплательщиков по времени, нагрузки на информационные системы банков, казначейства, комитета госдоходов, - вселял в нардепов оптимизм главный финансист страны.
Для реализации поставленной задачи Минфину требуется не только доработать информационные системы, актуализировать базы данных, но и внести изменения в бюджетное, банковское, налоговое и таможенное законодательство.
Любопытным в ходе данного правчаса было выступление мажилисмена Альберта РАУ, который поведал о своих неудачных экспериментах внести в электронном режиме единый совокупный платеж (ЕСП), введенный в стране с 1 января 2019 года.
- Ни на сайте налогового комитета, ни на eGov сегодня это сделать невозможно! Вчера я попробовал заплатить через Казпочту. Есть иконка, нажать можно, но платеж опять не происходит! Мы дискредитируем начинание, потому что неоднозначное отношение к этому налогу. На 25 января 2019 года ЕСП уплатили 1495 человек. А мы говорим о сот­нях, если не о миллионах потенциальных плательщиков этого ЕСП! - сокрушался Рау.
В кулуарах после правчаса Алихан Смаилов сказал журналистам, что проблем с уплатой ЕСП “быть не должно”, но пообещал разобраться с этим.
Между тем депутат Ержан КУДАЙБЕРГЕН поднял актуальную проблему ошибок при начислениях налогов на транспорт, в частности, когда гражданам приходят счета по ранее проданным автомобилям, или же по транспорту, который им вообще никогда не принадлежал. Как объяснил заместитель министра внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ, проблема кроется в объединенной информационной базе МВД и Минфина.
- За два года исправили более 16 миллионов ошибок в сведениях. Еще предстоит исправить 16 150 записей. Мы думаем закончить эту работу в течение пяти-шести месяцев. Теперь информация по транспорту будет предоставляться Минфину в онлайн-режиме, - проинформировал Тургумбаев.
В свою очередь Смаилов сообщил о том, что будет внедрен специальный формат логистического контроля:
- К примеру, если на одного человека будут зарегистрированы сотни транспортных средств, налогоплательщику не сразу будет отправляться извещение. Сначала мы будем проверять, и только после выяснения всех обстоятельств будет направляться извещение.
А после правчаса глава Минфина рассказал журналистам о подготовке к всеобщему декларированию, намеченному на 2020 год. Так, по его словам, налоговая декларация сокращена с 15 страниц до двух, снижена административная ответственность за недостоверную и несвоевременно предоставляемую отчетность, увеличены пороги декларирования наличности.
- По итогам пилотного проекта в Осакаровском районе Карагандинской области мы увидели ряд проблем. Одна из них - отсутствие в сельских пунктах широкополосного Интернета, также имеются неактуальные сведения в государственных базах данных, над чем мы активно работаем совместно с госорганами. Чтобы кампания была максимально эффективной и успешной, рассматривается поэтапность ее введения с учетом всех технических возможностей. В первую очередь декларацию будут сдавать государственные служащие и сотрудники квазигосударственного сектора, - заключил министр.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и Романа ЕГОРОВА, Астана

Поделиться
Класснуть