4458

Пушистый переполох

Гигантская белка стала главным ньюсмейкером южной столицы. Еще бы: 23 “лимона” на дороге не валяются!

Внезапно появившийся для подавляющего большинства горожан 13-метровый “памятник” практически никого не оставил равнодушным. Алматинцы разделились на три лагеря: тех, кто сразу пришел в ужас; тех, кому арт-объект понравился; и тех, кто сначала был недоволен, но затем сменил гнев на милость.

В городе масса арт-композиций откровенно уродливого толка - это и изваяния архаров, и облезлые, заброшенные павлины из цветов, и сомнительных художественных свойств стелы, и прочие “украшения”. Но вот белка за 15 миллионов тенге налогоплательщиков, сделанная заезжим автором, буквально взорвала жизнь алматинцев (кстати, еще 8 “лимончиков” подбросило креативное агентство FUNK, которое и пригласило в Казахстан автора идеи гигантских животных в урбанистической среде Алекса РИНСЛЕРА). Перед ней едва не померкли затеянные акиматом буреломно-масштабные работы по замене вполне себе сносного тротуарного асфальта на плитку на центральных улицах мегаполиса!
Стали множиться слухи о том, что нью-арт-объект через девять месяцев сожгут, а значит, бюджетные деньги фактически уже пошли на красивый костер; что по плану город заставят еще 11 такими же “чучелами” в других районах. А группа самых непримиримых алматинцев составила петицию с требованием демонтировать белку, выставить ее на аукцион и тем самым вернуть в горказну хотя бы чисто бюджетные 15 “лямов”. Что же возмутило алматинцев в белке настолько, что даже раздавались призывы поджечь ее?
Если убрать эмоции и хайп, то в сухом остатке мы имеем следующее. Белку убирать, а тем более продавать, никто не собирается. И постепенно мы к ней, судя по всему, привыкнем - как к односторонним улицам, повсеместным запретам на парковки и сомнительной по качеству брусчатке, которой мостят сейчас центр города. Договор с художником был заключен на год. Три месяца ушло на создание арт-объекта. Соответственно, еще девять он будет “украшать” площадь перед “Атакентом”. Затем команда кураторов-организаторов и чиновники акимата решат, что дальше делать с ней: утилизировать или как-то продлевать срок ее “эксплуатации”. Но при этом хочется надеяться, что инициаторы-организаторы извлекут урок из произошедшего и поинтересуются мнением горожан. Ведь за три месяца изготовления белки можно ж было как-то подготовить людей к ее появлению, объяснить смысл. Если не через маслихат и прессу, то хотя бы через общественный городской совет - тот хоть делом бы занялся! И тем самым избежать сегодняшней истерии.
А еще было бы здорово, если бы приезжим авторам не смотрели в рот, а вовремя подсказывали им, что у нас существуют культурные коды, считывать которые как раз и обязан современный урбанист.

Комментарии в тему

Алеся НУГАЕВА, куратор проекта:
- Негативные комментарии просто более заметны, а людей, которым полюбился этот арт-объект, достаточно много. Например, у нашей белки уже есть несколько аккаунтов в Инстаграме, которые люди ведут от лица этого позитивного существа. Что касается суммы, потраченной на белку, то у нас гораздо больше тратится денег на другие вещи - те же салюты или городские праздники.
Ольга ВЕСЕЛОВА, директор фестиваля ARTBAT FEST:
- Хорошо, что город понимает: без современного искусства сейчас невозможно ни оставаться культурным центром, ни привлекать туристов. Эти задачи прописаны в программе развития Алматы. Относительно белки: такого масштаба проект в общественном пространстве нацелен на повышенное внимание горожан, а значит, на подготовительном этапе важно было включить элемент соучастия. Попросить детей и их родителей собрать солому, рассказать о смысле и назначении белки. Тогда бы жители были подготовлены и объект не был бы им чужд. Такие нюансы организаторам важно учитывать еще на этапе проектирования. Вовлечение - очень важный фактор для успешности проекта.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть