3868

Дорогу не осилит идущий...

В Алматы второе лето подряд кипит работа по благоустройству центральных улиц, которые по красоте и комфорту обещают затмить мировые столицы. Только вот большинство горожан открывающимся перспективам не слишком рады, поскольку процесс реконструкции связан с огромными неудобствами.

В прошлом году были осовременены улицы Панфилова, Тулебаева, Кабанбай батыра, Гоголя, а также алматинский Арбат и площадь Астана, поглотившие порядка 8 млрд. тенге. В этом году масштабная переделка продолжилась: ведется реконструкция проспектов Назарбаева - от Райымбека до Аль-Фараби, Абая - от проспекта Достык до реки Есентай (включая площадь перед Дворцом Республики, прилегающий к Абая отрезок улицы Желтоксан и набережную Есентая), Достык - от Абая до Курмангазы, Абылай хана - от Абая до вокзала Алматы-2.

Перемены кардинальные: будут уложены новый асфальт и тротуарная плитка, организована система полива, построены или отремонтированы фонтаны, заменены фонари, скамейки и урны. Как сообщал ранее журналистам руководитель городского управления архитектуры и градостроительства Нурлан УРАНХАЕВ, ремонт пр. Абая в целом обойдется в 6,29 млрд. тенге, Назарбаева от Райымбека до Абая - в 3,8 млрд., Абылай хана - 4,9 млрд., Достык - 1,4 млрд. тенге.
Кроме того, власти обещали закончить благоустройство улицы Гоголя в районе Центрального парка культуры и отдыха и начать реконструкцию улиц Толе би, Жамбыла, Богенбай батыра и т. д. Однако пока неизвестно, хватит ли на это времени и денег в текущем году.
Помимо этого ряд алматинских улиц перекопан в связи с заменой тепломагистралей, расширением газопровода, прокладкой новых сетей водоснабжения, обустройством под линию БРТ и т. д.
Полным ходом сейчас идет и капитальный ремонт подземных пешеходных переходов. В этом году власти планируют завершить реконструкцию 48 подземок из 56 существующих, потратив на это порядка 2,5 млрд. тенге. В обновленных переходах, как и задумывал городской акимат, будет гореть свет и звучать классическая музыка. А вот магазинчиков, точек общепита, копировальных центров и прочего мелкого бизнеса больше не будет.
Правда, жителей и гостей Алматы все происходящее пока не особо радует. Кто-то недоволен тем, что благоустраивается в основном центр города, кого-то не устраивает сама концепция реконструкции, кто-то считает, что бюджетные деньги лучше тратить на решение более актуальных проблем. Но больше всего люди возмущены тем, что передвигаться по реконструируемым улицам сейчас прак­тически невозможно!

Хождение по ремонтируемым улицам сейчас и впрямь сравнимо с пешими тренировками на пересеченной местности. На тротуарах - по всему фронту работ! - полностью содран асфальт, а тротуарная плитка уложена далеко не везде, так что продвигаться, например, с коляской или на высоких каблуках весьма и весьма проблематично. Пыль, грязь, снующая взад-вперед техника, валяющиеся под ногами шланги, провода и инструменты, пирамиды из плиточных блоков, которые, кажется, вот-вот упадут на зазевавшегося прохожего. На некоторых отрезках пешеходы вынуждены с риском для жизни идти по проезжей части, где, к сожалению, даже не предусмотрены специальные коридоры.
Особо стоит отметить отсутствие остановок - людям приходится ждать общественный транспорт на краю проезжей части, совсем рядом с несущимся мимо потоком машин, а буквально в метре от них в это время может работать тяжелая техника.
Очень сложно переходить дорогу там, где для этого предусмотрены подземные переходы, которые сейчас попросту закрыты. Ранее власти обещали обеспечить условия для безопасного перехода: установить дополнительные светофоры, нарисовать зебру. Однако сейчас людям просто предлагают идти до ближайшего светофора. Например, на пересечении пр. Абая - Достык висит плакат, который призывает перейти через дорогу Дружбы на улицах... Сатпаева или Курмангазы! Но кому хочется обходить, тем более, когда торопишься?! Вот большинство и перебегает проезжую часть, рискуя угодить под колеса несущихся авто.
Власти, конечно, могут сказать (и скажут), что вам не угодишь: не ремонтируешь - плохо, ремонтируешь - тоже возмущаетесь! Но дело ведь не в самой идее, а в ее исполнении. Что мешает, например, делать ремонт частями: вначале обустроить один участок или одну сторону улицы, а затем уже переходить к другой? Хотя тут, вероятно, сказываются особенности взаимодействия государства и бизнеса: вполне возможно, что тендер на снятие асфальта выиграла одна фирма, на прокладку поливочной системы - другая, на укладку плитки - третья. Впрочем, выход из ситуации все равно можно найти. В общем, продумать все так, чтобы город, который чиновники стараются сделать комфортным для его жителей и гостей, оставался таким все время.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

От редакции Кстати, о гостях и туристах. Кто сможет ответить на вопрос, на сколько увеличится турпоток в Алматы после окончания этих работ? Адекватны ли в этом контексте расходы, когда сносят добротный асфальт, меняя его на плитку?
А на днях стало известно, что городские власти намерены проложить линию легкорельсового транспорта по супер-пупер отремонтированной только в прошлом году и ставшей пешеходной... улице Панфилова (!) - на участке от улицы Толе би до улицы Макатаева. Как это понимать и что это будет?! Об этом - в одном из ближайших номеров нашей газеты.

Поделиться
Класснуть