Торопиться не надо...
Власти Алматы решили не спешить и вместо 18 участков, которые должны были реконструировать в этом году, отремонтировать только пять. Какие улицы все-таки перероют и сколько денег на это потратят?
С заместителем руководителя управления архитектуры и градостроительства Алмасханом АХМЕДЖАНОВЫМ мы встречались в середине февраля - он рассказывал, как будут реконструировать Алматы в этом году. Тогда я его спросила:
- Вы довольны тем, как сделали улицы в рамках прошлогоднего проекта?
- Давайте оценим это весной, - ответил он.
Пришлось оставить этот вопрос на потом. Но про нашу договоренность я не забыла. Созвонились на прошлой неделе и в понедельник встретились на пересечении улиц Гоголя и Панфилова (обе, как известно, как раз и реконструировали год назад). Договорились, что прогуляемся по местам особой гордости городского акимата, а заодно и оценим, что получилось. Сразу оговорюсь: это хорошо, что город наконец стал меняться. Сама нередко гуляю по Панфилова с детьми. Вопрос в другом - в качестве проведенной реконструкции. Ну не могу я, когда иду по этим самым улицам, не обращать внимания на перекошенную брусчатку или засохшие деревья - натура такая. Сразу вспоминаю тот авральный режим, в котором все это делалось.
- Алмасхан, когда мы встречались с вами в прошлый раз, вы говорили, что будете проводить выбраковку. Вы этим уже занимались?
- Это компетенция другого управления. Но хочу сказать, что по реконструированным улицам каждый день ходят сотрудники акимата, смотрят. Где-то брусчатка откололась, где-то ее основание искривилось из-за того, что грунт просел, где-то слишком широкие зазоры между камнями - они все это фиксируют. Вы же прекрасно знаете, что подрядчики в течение двух лет обязаны устранять недостатки. Но недоработок немного: если взять общий объем, то будет всего 2-3 процента выбраковки.
- Два-три? Мы с вами только начали гулять, а я уже заметила несколько участков, на которых нужно перекладывать брусчатку. Понятное дело, можно сказать, что я придираюсь к мелочам. Но если так рассуждать, то через два года акимату придется устранять эти недостатки уже за счет бюджета.
- Не придется. У нас еще есть время на то, чтобы их устранить. Я гуляю здесь по выходным с сыном. Он катается на скейтборде, так что я сразу вижу все неровности. Если говорить глобально, то больших проблем нет, все еще можно исправить.
- Ответьте сейчас на вопрос, который я задавала раньше: вы довольны тем, как сделали эти улицы? Речь именно о качестве.
- Если смотреть через призму определенного квадрата, то - да, могут быть замечания к той же кладке, например. Но если оценивать результат в целом, я доволен. Честно скажу, не ожидал такого эффекта. Многие люди говорят: наконец-то появилось место, где можно погулять.
Проходим мимо фонтанов на Арбате.
- Они работают?
- Да. Я видел, как их отлаживали после зимнего периода.
- А я в прошлом году видела, как их ремонтировали. Это нормально? Ведь они новые.
- У любой техники могут быть сбои. Новый материал может быть жестким, а поработает и начинает смягчаться. Здесь много нюансов. В этом году их будет обслуживать эксплуатирующая организация, надеюсь, все будет нормально.
Поворачиваем на проспект Абылай хана. Идем вверх. Этим летом здесь тоже запланирован ремонт. На первом этапе от улицы Макатаева до Гоголя, затем выше - до улицы Богенбай батыра. Сначала приведут в порядок одну сторону, потом вторую. Движение перекрывать не будут. Тротуар выложат брусчаткой, расширят его, заменят (там, где они изношены) арычные лотки, сами арыки накроют чугунными сетками, установят скамейки, проведут озеленение, демонтируют ступени, ведущие к магазинам - уберут все барьеры. Отдельный разговор о площади перед вокзалом Алматы-2. Там расширят парковую зону вокруг памятника Абылай хану, сделают фонтаны, установят малые архитектурные формы, сократят количество парковочных мест вокруг. Сам вокзал должны привести в порядок владельцы.
- Вдоль проспекта Абылай хана очень много пристроек-магазинов. Вы их сносить не будете?
- Демонтируем только те конструкции, которые сильно выступают и отбирают место у пешеходов. Мы вообще будем расширять здесь тротуары, а собственники магазинов и кафе должны будут привести все фасады зданий к единому стилю. Им уже предоставили дизайн-код. Они готовы это делать, понимают, что в дальнейшем это положительно отразится на их бизнесе. Раньше владельцы кафе на Панфилова жаловались на то, что их бизнес встал, а теперь, наоборот, радуются...
- Зато люди, которые живут над этими кафе, теперь недовольны.
- Везде есть конфликт. Людям нужно отстаивать свои права, обращаться в соответствующие органы - в данном случае мы не можем быть посредниками между ними и кафе.
Мы тем временем сворачиваем с Абылай хана на Гоголя и идем в сторону пешеходной улицы Панфилова.
- Вы обратили внимание на то, что мы все время идем по велосипедной дорожке?
- Обратил.
- Как вам эта велодорожка?
- Тут опять же конфликт интересов. Пешеход говорит: где мне ходить? А велосипедист отвечает: мне больше негде ездить.
- Так велосипедисты уже сами говорят, что велодорожка на Гоголя, которая занимает часть тротуара, плохая.
- В том же Копенгагене тротуар примыкает к велодорожке. Мы ведь только формируем эту культуру.
- Вы мне скажите: это хорошая велодорожка?
- Давайте спросим об этом у велосипедистов.
- А я вас спрашиваю, как архитектора.
- Кому-то нравится, кому-то нет.
- А вам?
- Я по ней не ездил.
Обращаем внимание на рабочих, которые перекладывают участки брусчатки на Гоголя возле станции метро “Жибек жолы”. Здесь уже прошла выбраковка - подрядчик устраняет недостатки, люди работают на протяжении всей улицы. Идем дальше. На Панфилова замечаю деревья, на которых до сих пор нет даже маленьких листочков.
- Они сухие? - спрашиваю.
- По-моему, почки все-таки набухают, они еще оживут. Но в любом случае все деревья на гарантии. Поставщик будет предоставлять деревья до тех пор, пока они не приживутся.
- В проекте реконструкции Алматы в этом году было 18 участков. Планы не изменились?
- Сам проект остается прежним, но реализовывать мы его будем только на пяти участках.
- Почему? Денег нет?
- Мы с вами уже об этом говорили: просто решили не торопиться - будем делать все не спеша и более качественно.
- А зачем так много улиц заявляли изначально?
- Когда мы разрабатываем проект, то должны видеть его целиком. А его реализацию можно разделить на части, что мы и сделали.
Итак, кроме проспекта Абылай хана, о котором я уже рассказала, отремонтируют участок проспекта Абая (от проспекта Достык до проспекта Назарбаева). Здесь создадут пять зон отдыха возле головного арыка. Там появятся лестницы, лавочки, зеленые насаждения. Проспект Назарбаева будут реконструировать от улицы Толе би до проспекта Абая. Станет другой и часть улицы Желтоксан (от проспекта Абая до Новой площади).
- Надеюсь, в этот список включат и площадь перед Дворцом Республики, - говорит Ахмеджанов. - Тогда мы модернизируем существующие и построим новые фонтаны, поменяем брусчатку, добавим архитектурные формы - в общем, облагородим это пространство.
- Эти проекты прошли госэкспертизу?
- Часть из них - да.
- Значит, вы уже можете озвучить количество средств, которое выделят на их реализацию?
- Например, реконструкция проспекта Назарбаева от Райымбека до Абая будет стоит 3,8 миллиарда тенге. Но в этом году выделят только часть этих денег, ведь мы не будем реконструировать его полностью - только от Толе би до Абая.
- А если все-таки в общем: сколько денег понадобится, чтобы отремонтировать те пять участков, о которых мы говорим?
- По моим сведениям, не более 14 миллиардов тенге. В этом году за счет применения материалов местного содержания и оптимизации некоторых проектных решений затраты на 50 процентов меньше. В мае заканчивается госэкспертиза по оставшимся улицам. Мы объявим конкурс, окончательно сформируем лоты и с июня начнем работы. В сентябре все должно быть готово.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы