Это фиаско, СЭР!
Глава Минфина Бахыт Султанов предлагает реорганизовать Службу экономических расследований
В распоряжении редакции оказался любопытный документ - служебная записка министра финансов Бахыта СУЛТАНОВА (на снимке) на имя главы государства. Руководитель ведомства делится своими мыслями по поводу работы Службы экономических расследований - насколько эффективно подразделение и как его можно реформировать. Выводы министра неутешительны: в нынешнем виде СЭР не справляется с поставленными задачами, в связи с чем предлагается вывести эту структуру из комитета государственных доходов Минфина, создав взамен новый орган.
Служба экономических расследований была организована осенью 2014 года - тогда в стране стартовала очередная реформа правоохранительной системы, начавшаяся с упразднения финансовой полиции. Часть функций финпола передали в СЭР, в том числе борьбу с теневой экономикой, правонарушениями в финансовой и таможенной деятельности. Новая структура стала, по сути, очередным правоохранительным органом со всеми необходимыми атрибутами - погонами, оружием, оперативно-розыскной деятельностью.
Поначалу службу курировал председатель комитета госдоходов Минфина Даулет ЕРГОЖИН, и под его руководством борцы с экономическими преступлениями сразу же стали приносить пользу - чиновник докладывал, сколько денег возмещено в бюджет, какое количество опасных экономических преступников разоблачено и наказано. Однако затем Даулет Едилович перебрался в Комитет нацбезопасности, где также сосредоточился на экономических правонарушениях, а СЭР потихоньку превратилась в еще один рядовой силовой орган, пусть и с некоторой спецификацией. И претензий в адрес органа звучит все больше.
Видимо, понимают это и в Минфине. У Бахыта Султанова накопилось как минимум пять претензий к силовому крылу возглавляемого им ведомства.
1. Комитет госдоходов является органом уголовного преследования и потерпевшим в одном лице, что противоречит принципам состязательности и равноправности сторон, объективности и беспристрастности исследования обстоятельств дела.
Замечание здравое. Получается, что потерпевший орган в лице комитета госдоходов ставит задачу возмещения ущерба, привлекая для этого силовой блок в лице СЭР. А это действительно может сказаться на объективности сотрудников.
2. Деятельность СЭР не ограничивается расследованием уголовных правонарушений только по доходной части бюджета, к последственности Службы относится 129 составов по 56 статьям, из которых всего восемь статей относятся к правонарушениям в таможенной и налоговой сферах.
И с этим нельзя не согласиться. Офицеры СЭР расследуют огромное количество дел, в том числе имущественные споры между совладельцами предприятий. Именно такая же претензия звучала в адрес уже ликвидированного финпола.
3. Наличие ведомственного интереса, то есть использование возможностей СЭР в уголовном процессе для проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства.
Этот пункт скорее относится к человеческому фактору - получается, что сотрудники комитета госдоходов хотят добиваться результата любой ценой.
4. Инициативные материалы СЭР по фактам уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей зачастую затрагивают интересы руководства фискальных блоков, что влечет к конфликту интересов.
Как показывает практика, дублирование функций спецгосорганов встречается регулярно. По всей видимости, в Минфине понимают, что Служба экономических расследований нередко залезает на чужую грядку, в данном случае - налоговиков. Хотя каждый должен заниматься своим делом.
5. Сотрудники СЭР назначаются административными государственными служащими, которые во многих вопросах правоохранительного и уголовного законодательства не компетенты.
Получается, и в Министерстве финансов столкнулись с кадровыми проблемами. Создатели Службы экономических расследований рассчитывали, что сотрудники нового органа будут образованными, продвинутыми, грамотными. Однако ожидания явно не совпали с реальностью. Поэтому неудивительно, что в служебной записке есть вывод: “Деятельность СЭР не приводит к желаемым результатам по возмещению материального ущерба, причиненного уголовными правонарушениями в сфере экономики”.
В связи с этим автор документа предлагает вывести СЭР из комитета госдоходов Минфина и создать принципиально новый орган - Комитет экономических расследований. Это подразделение, по мнению Бахыта Султанова, могло бы взять на себя финансовый мониторинг (так называемую финразведку), внутренний госаудит, усилить контроль за системой проведения закупок в государственном и квазигосударственном секторах. Глава Минфина, по всей видимости, не видит новый орган силовым, то есть его сотрудникам не придется гоняться с оружием за владельцами игровых автоматов и они смогут сосредоточиться на работе с документами.
Но при этом в служебной записке есть предложение и по поводу будущего Службы экономических расследований. Министр указывает, что после консультаций с другими госорганами можно рассмотреть возможность выделения СЭР в отдельный комитет при Минфине или передать эту службу в другое ведомство. Хотя если рассуждать здраво, передача СЭР под контроль МВД приведет к еще большему усилению полиции. А вернуть экономические преступления в юрисдикцию Агентства по делам госслужбы означает сделать шаг назад, во времена финпола.
Все это лишь рассуждения. Но ясно одно: за почти четыре года Служба экономических расследований так и не нашла свою нишу в правоохранительной системе, что и вызывает недовольство. И если вопрос будущего СЭР обсуждается на столь высоком уровне, изменения уже не за горами.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с интернет-ресурсов, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы