Он назвал его тихо по имени
В ходе начавшегося вчера в Таразе главного судебного разбирательства по делу об убийстве экс-председателя правления АО “БанкТуранАлем” Ержана ТАТИШЕВА обвиняемый Муратхан ТОКМАДИ вину признал полностью и назвал заказчика - Мухтара АБЛЯЗОВА.
На предварительном слушании в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области, состоявшемся в минувший понедельник, было удовлетворено ходатайство подсудимого рассмотреть дело без участия присяжных заседателей. Муратхан Токмади хотел, чтобы процесс прошел в закрытом режиме, однако никаких оснований для удаления прессы и прочей публики не привел. Поэтому судья Азамат ТЛЕПОВ это ходатайство отклонил. Для журналистов отвели специальный зал с монитором и - как у нас водится - с не очень хорошим качеством звука.
Собственно судебное разбирательство началось с оглашения обвинительного акта.
Далее гособвинитель - старший прокурор Генеральной прокуратуры Ильяс ЕСКАЛИЕВ рассказал, как Токмади (известный в 90-е годы как лидер ОПГ “Депутатский корпус” по кличке Мурка) разворачивал свой бизнес, как устанавливал связи с нужными людьми, и в их числе председатель правления АО “БанкТуран-
Алем” Ержан Татишев. Знакомство переросло в дружбу: с 2000 года они регулярно выезжали на охоту и рыбалку, ходили вместе на тои - в общем, дружили. При этом “БанкТуранАлем” хорошо прокредитовал “КазСтройСтекло” - предприятие, созданное Токмади.
В это же время Токмади попал в поле зрения Мухтара Аблязова, который, выйдя из заключения в мае 2003 года, вынашивал план мести своему бывшему бизнес-партнеру Татишеву. Прокурор напомнил: когда Аблязов (в тот период министр энергетики, индустрии и торговли) был задержан по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями, он быстро переоформил принадлежавшие ему активы в “Туран Алеме” и “Астана Холдинге” на своего бизнес-партнера Татишева и его доверенных лиц. Отсидев год и получив помилование, захотел вернуть переданное Татишеву. Гособвинитель сообщил: отбывая наказание, Аблязов (через своего друга экс-президента АО НАК “Казатомпром” Мухтара ДЖАКИШЕВА) установил личные контакты с тогдашним председателем КНБ Нартаем ДУТБАЕВЫМ, стал с ним приятельствовать и в определенный момент уговорил главного чекиста “покошмарить” бизнес Татишева. Используя ресурсы КНБ, Дутбаев с Аблязовым отслеживали каждый шаг Татишева, который к тому времени сильно вырос: его БТА стал крупнейшим банком второго уровня в Казахстане и начал активно выходить на зарубежные финансовые рынки.
Вот тогда-то в голове Аблязова созрел коварный план: расправиться с Татишевым руками кого-нибудь из его окружения. Идеальным кандидатом на роль киллера стал Токмади.
Следуя разработанному плану, летом 2003 года он установил личный контакт с Токмади, целенаправленно развивал с ним отношения, переодически встречаясь в условленных местах, в основном в скверах и парках Алматы. Зная о криминальном прошлом своего визави и используя этот фактор, Аблязов настойчиво внушал Токмади: дескать, Татишев, похитив его, Аблязова, долю в банке именно в момент его отсидки, поступил “не по понятиям” и за это должен быть наказан. Причем выбора Токмади он не оставлял: в случае исполнения убийства - денежное вознаграждение и последующая поддержка бизнеса, в случае отказа - сдача его полиции с расплатой за все прошлые грехи.
И Токмади согласился исполнить заказ за четыре миллиона долларов. Аванс два миллиона “зеленых” был передан Муратхану-Мурке летом 2004 года.
Далее гособвинитель подробно рассказал о непосредственной подготовке к убийству, его осуществлению и хитроумному заметанию следов не без помощи коррумпированных экспертов.
Затем настал черед допроса Муратхана Токмади. Говорил подсудимый тихо, медленно, не поднимая головы. Сразу же во всем признался. По его словам, совершив преступление, он находился в состоянии шока.
- Находились на самом деле или изображали? - уточнил судья Азамат Тлепов.
- На самом деле я испытал шок…
- Вы чистосердечно раскаиваетесь?
- Да.
Подробно и эмоционально о самом убийстве рассказал главный свидетель - сотрудник личной охраны Татишева Сергей КОЗЛИКИН, который сейчас является гражданином России и проживает в городе Калининграде.
Именно Козликин рассказал про ту злополучную охоту, на которую они отправились рано утром 19 декабря 2004 года. Выехали из Алматы в сторону Кордая. С ними был Муратхан Токмади, который все хотел еще кого-то взять, но Татишев не разрешил. Заметили волков, стали преследовать. Двух-трех убили, сфотографировались с трофеями. Затем Татишев подстрелил зайца. Приехали в Отар. Потом стали двигаться в сторону гор. Татишев сам сел за руль. Он, Козликин, сидел на переднем пассажирском сиденье, а Токмади с заднего сиденья стал стрелять из люка. Но внезапно машина заехала в небольшой ров.
- Токмади ударился о край люка и какое-то время сидел, обхватив голову руками. “Маке, ты как?” - обернулся к нему Ержан. Потом велел мне зарядить ружье, я зарядил и хотел выстрелить из окна по волкам. “Дай сюда, ты, что ли, на охоте!” - воскликнул Татишев. Он сам сделал выстрел, не попал и передал ружье на заднее сиденье Токмади, - рассказывал Сергей Козликин.
- В тот момент я четко видел, что Токмади так же продолжал сидеть, прямо за Татишевым, за водительским сиденьем. Стояло ли ружье в тот момент на предохранителе, я сказать не могу. Татишев мне говорит: “Опусти правое стекло и смотри за волком”. И тут я слышу глухой стук, и через две-три секунды сзади раздается выстрел. Я вижу: голова Татишева поднимается, шея идет к верхней стойке, он вытягивается и падает на руль. Я кричу: “Шефу надо помочь!”. Вижу, глаз у него вытек. Оборачиваюсь назад: Токмади на заднем сиденье с ружьем, но уже не слева, где сидел, и не посередине, а немножко правее, за мной. А рука на спусковом крючке. “Сергей, - говорит, - ты же понимаешь, я не хотел брать это ружье, он мне сам его дал…” Я поворачиваюсь к шефу, вижу: он висит на руле, кожа уже начинает темнеть, становится серого цвета с синевой…
После того как машина остановилась, Сергей Козликин, по его словам, позвонил начальнику охраны. А Токмади все повторял: “Я не хотел стрелять, я больше не жилец... Убейте меня…”
После Козликина выступали другие свидетели, давая такие же показания, как и на предварительном следствии. Затем на процессе был объявлен перерыв.
Галина ВЫБОРНОВА,фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз