Тест до востребования
Неожиданный ажиотаж возник вокруг Единого национального тестирования (ЕНТ) в конце минувшей недели. Одно из информационных агентств распространило новость о том, что баллы, набранные при сдаче ЕНТ, вроде как больше не будут нужны для поступления в казахстанские вузы. Журналисты ссылались на проект постановления “О внесении изменения в постановление правительства Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 174 “Об утверждении типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы послесреднего образования”. В нем шла речь о том, что “конкурс проводится на основе баллов (оценок), полученных по результатам вступительных экзаменов”. А что такое учреждения “послесреднего образования”? “Конечно же, школы!” - воодушевленно восприняли воедино противники ЕНТ. Сенсацию тут же подхватили другие СМИ. Но не тут-то было.
В воскресенье громкую новость опровергло Министерство образования и науки (МОН). По его информации, “некоторые СМИ, взяв за основу приказ о зачислении детей в организации ТиПО (колледжи) без требований сертификатов ЕНТ с целью расширения возможностей для поступления в колледжи, получения рабочих специальностей, начали выдавать публикации, основанные на собственных выводах, и распространять правила на вузы”.
“ЕНТ для поступления в вузы не отменяется. Сообщения о возможной отмене ЕНТ не имеют под собой оснований”, - подчеркивалось в сообщении Минобрнауки.
Но даже после этого в обществе остались некоторые вопросы. В первой новости речь идет о проекте постановления правительства, во второй - о каком-то приказе о зачислении детей в колледжи. Мы все-таки решили прояснить ситуацию и еще раз обратились за комментариями в МОН. Оказалось, что речь об изменениях, связанных с поступлением именно в колледжи (в них согласно закону, оказывается, и дают то самое послесреднее образование).
- Речь идет об одном и том же документе - проекте постановления правительства “О внесении изменения в типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы послесреднего образования”. Он касается приема в колледжи, где и выполняют образовательные программы послесреднего образования. Нигде в нем не затронуто высшее образование и не упоминается прием в вузы, - прокомментировали вчера “Времени” в пресс-службе МОН.
Наши эксперты, рабочая группа по разработке нормативно-правовых документов работали над проектом правительственного постановления, о котором идет речь, на протяжении прошлого года. Проект обсуждался с представителями местных исполнительных органов, колледжей, НПО, был размещен на госпортале “Открытые НПА”, сейчас идет обсуждение. Если он будет принят, то изменятся правила приема в колледжи для выпускников 11-х классов общеобразовательных школ.
До сих пор при поступлении в колледжи учитывались баллы сертификатов ЕНТ. Этот пункт будет исключен, так как согласно закону об образовании ЕНТ - одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения, и соответствующие сертификаты не должны требоваться тем, кто хочет учиться в колледжах.
Выпускники, которые не пройдут в вузы и захотят учиться в колледжах, будут сдавать туда вступительные экзамены. При этом сроки приема заявлений в колледжи продлены с 25 до 28 августа. Это нужно для того, чтобы абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в вузы, имели возможность сдать документы и поступить в колледжи.
Еще одно изменение - предоставление возможности для обучения в колледжах лицам с особыми образовательными потребностями.
- Планируются ли в этом году какие-то изменения, связанные с ЕНТ?
- У нас готовится по этому поводу брифинг, который пройдет в ближайшее время. Наши специалисты все подробно объяснят и расскажут, каким ЕНТ будет в этом году. Лучше дождаться официальной информации.
Оксана АКУЛОВА, фото с интернет-ресурсов, Алматы
Комментарии в тему
Ломоносов ЕНТ не сдал бы...Тема ЕНТ, пока оно живо в нашем обществе, всегда будет вызывать различные мнения о его целесообразности и необходимости. Вчера мы собрали некоторые из них - причем тех лиц, от которых во многом зависит будущее этого тестирования наших детей.
Джамиля НУРМАНБЕТОВА, депутат мажилиса:
- А какая альтернатива ЕНТ сейчас есть? Готовы ли вузы сегодня обеспечить объективные вступительные экзамены? Сегодня при поступлении в магистратуру, докторантуру экзамены сдаются при вузах, и там есть большое сомнение, насколько все это объективно. То же может коснуться и бакалавриата. Мне кажется, на данном этапе ЕНТ еще нужно сохранить, оно дает независимую оценку знаний. Единицы, наверное, есть, которые ищут легкий путь, мы от них не застрахованы в любой ситуации, даже на устных экзаменах. Но в большинстве своем подготовленные абитуриенты и поступают в вузы.
Вот в прошлом году отменили подтверждение “Алтын белгi” на ЕНТ, и что мы увидели? В два с половиной раза стало больше выпускников школ, которые стали обладателями этого знака! А раньше на ЕНТ шел какой-то отсев, более достойные подтверждали свой “Алтын белгi”.
Дания ЕСПАЕВА, депутат мажилиса:
- Я ЕНТ не приемлю! Оно неадекватно оценивает знания ребенка, здесь больше зависит от удачи. И, главное, какой стресс испытывают дети при ЕНТ! Их там обыскивают, прослушивают, многие теряются… Поэтому я за альтернативу для абитуриентов: выбрать ЕНТ или вступительные экзамены по желанию. Когда мы обсуждали в парламенте на рабочих встречах с вице-министром образования и науки, то он был согласен с нами, обещал, что, дескать, “скорее всего, мы такую альтернативу предложим”. И я обрадовалась, когда на прошлой неделе прочитала ту новость (якобы об отмене ЕНТ для поступления в вузы. - Т. Г.). Но после воскресного опровержения-сообщения Минобра о том, что это касается только колледжей, я думаю, мы снова подготовим запрос в министерство, чтобы они внедрили подобное и для вузов.
Софья ЕВДОКИМОВА, главный эксперт ассоциации родителей Казахстана:
- Черчилль говорил, что демократия - далеко не самая оптимальная форма правления, но, к сожалению, лучше ее не существует. То же касается и ЕНТ. Да, есть ряд недостатков, но при этом это самый объективный механизм распределения госгрантов, обеспечивающий социальными лифтами и образованием независимо от социального статуса абитуриента, а затем и студента. ЕНТ надо оставить как справедливую систему распределения грантов. Госэкзамены по окончании 11 классов МОН уже ввел с прошлого года - там и эссе, и устный экзамен, и контрольная есть, и это хорошо.
Идея ЕНТ не дискредитирована сегодня, она вполне жизнеспособна: тестирование обнажает многие упущения в работе директоров школ и учащихся и более или менее объективно показывает реальную ситуацию. Надо, конечно, совершенствовать вопросы ЕНТ в сторону функциональной грамотности и мышления, а не на простое запоминание.
Сейчас наша ассоциация готовит письмо в Минобр с предложением впустить родителей - членов ассоциации на процесс ЕНТ повсеместно, во все пункты, где будет проходить тестирование абитуриентов. У нас более 10 тысяч родителей в организации, и они смогут предотвратить все эти разговоры, сплетни вокруг ЕНТ: там закрыли, там не дали, там шпаргалки... Кроме того, ответственные за ЕНТ, да и сами абитуриенты постесняются в присутствии родителей делать что-то нехорошее. Зато родители будут видеть реальную картину своими глазами и делать собственные выводы.
Серик ИРСАЛИЕВ, председатель общественного совета в сфере образования, науки и защиты прав детей, зампредседателя совета директоров международного научного комплекса “Астана”:
- У нас есть одна очень большая проблема в системе образования: высокая степень дифференциации качества образования в зависимости от регионов. Соответствующее восприятие родителей, педагогов и качество образования в региональном разрезе очень разное. Ожидать того, что приемная комиссия одного вуза и приемная комиссия другого вуза будут работать достаточно стандартизированно и по одним лекалам, очень сложно.
Внешние замеры показывают, что дети из самого продвинутого региона в плане образования опережают детей из региона, где качество образования не очень высокое, почти на три года! В этих условиях ЕНТ является не только стандартизированным замером знаний, но и инструментом выравнивания качества обучения, повышения образования независимо от того, где учится ребенок. Поэтому я на данном этапе развития нашего образования отношусь очень отрицательно к отмене ЕНТ как инструмента доступа к госгрантам. ЕНТ должно продолжать выполнять эту функцию!
А то, что произошло недопонимание после публикаций в прессе... Мне как человеку, который работает в системе образования, как и для большинства профессионалов из образования, публикация того документа (в КазТАГе. - Т. Г.) не вызвала никаких вопросов. Для нас понятно, что “послесреднее образование” - это не есть высшее образование. А вот для большинства населения обнародование нормативно-правового акта в такой формулировке, без соответствующих комментариев, конечно, вызвало вопросы.
Артур ПЛАТОНОВ, мажилисмен:
- Если говорить о разъяснениях МОН, нужно писать так, чтобы это не воспринималось как древняя летопись, которая допускает множественные толкования. Если не так поняли (СМИ, журналисты, общественность. - Т. Г.), значит, не так написано было. Нужно стараться писать понятно!
Что касается ЕНТ, то я отрицательно отношусь к тестированиям. Тестами можно проверить только память, цепкость и психологическую устойчивость, но глобальные выводы о потенциале абитуриента сделать нельзя, как и увидеть искру Божью в нем. Я это говорю как человек, который 18 лет преподавал в вузах. Из того, что мы знаем о Ломоносове, можно сделать вывод, что при нынешней системе он ЕНТ не сдал бы. Изначально нам обещали, что ЕНТ предоставит равные условия для всех поступающих в вузы. Сегодня вроде доступ к грантам равный, зато неравный уровень образования по стране! Ребята из отдаленных регионов зачастую не имеют той хорошей базы, как у ребят из крупных городов, что потом является препятствием на ЕНТ.
Тогжан ГАНИ, Астана