Превратности выхода
В четверг Капшагайский городской суд частично удовлетворил ходатайство председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВА об условно-досрочном освобождении.
Напомним, 3 октября 2016 года Есильский районный суд № 2 Астаны признал Сейтказы Матаева виновным в мошенничестве и неуплате налогов и приговорил к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Его сын - генеральный директор информационного агентства КазТАГ Асет МАТАЕВ, которому также инкриминировали мошенничество, получил 5 лет лишения свободы. Позже в связи с амнистией и преклонным возрастом (31 октября главе Союза журналистов исполнилось 63 года) Матаеву-старшему сократили срок до 2 лет 29 дней.
В четверг в ходе заседания в Капшагайском суде адвокаты Матаева ходатайствовали об УДО, поскольку на сегодняшний день глава Союза журналистов отбыл уже более 16 месяцев, а значит, по закону имеет право на условно-досрочное освобождение. Сам Сейтказы Бисенгазиевич (с которым стороны процесса общались посредством видео-конференц-связи), заявил: он готов по мере возможности постепенно выплачивать причиненный государству ущерб. На воле он хотел бы, как и прежде, возглавлять Союз журналистов, а также трудиться в КазТАГ. Это информагентство подтвердило намерение взять его на работу письмом, по ходатайству адвокатов приобщенным к материалам дела. В связи с этим защита просила снять с него дополнительное наказание в виде лишения права занимать управляющие должности, связанные с организационно-распределительными и материально ответственными функциями в государственных и коммерческих организациях сроком на три года.
В ходе судебного заседания много говорили и о здоровье журналиста, серьезно подорванном за последнее время. С момента задержания в феврале 2016-го у Сейтказы Матаева держится постоянно высокое артериальное давление, доходящее порой до 260. Пока шло следствие, его несколько раз госпитализировали в кардиологическое отделение с диагнозом гипертонический криз, а после вынесения приговора осужденный практически все время находится в медсанчасти учреждения ЛА 155/14 в поселке Заречный. Как следует из заключения специалистов общественного фонда “Аман-саулык” (в этой общественной организации состоят в числе других и профессиональные врачи), скачки давления вызваны постоянным стрессом, и это может привести к самым тяжелым последствиям вплоть до летального исхода. То, что осужденный Матаев действительно нуждается в интенсивном лечении, которое в условиях исправительного учреждения невозможно, подтвердил суду представитель медсанчасти колонии в Заречном.
Показательно и то, что прошение об УДО поддержала администрация исправительного учреждения. Как сообщил суду представитель колонии ЛА 155/14 БИДАЙБЕКОВ, заключенный за период отбывания наказания не получил ни одного взыскания, состоит в добровольной организации осужденных, при проведении воспитательных бесед делает для себя должные выводы - словом, как официально говорят в таких случаях, “характеризуется исключительно с положительной стороны”.
Противился выходу журналиста на волю лишь прокурор. По его мнению, одного поощрения имеющегося у Матаева, мало для УДО. Но главное препятствие на пути к освобождению известного журналиста надзорный орган видит в том, что он не возместил причиненный государству ущерб - более 200 миллионов тенге. На что адвокаты главы Союза журналистов заметили: они не очень понимают, как можно вернуть такие деньги, если все имущество их подзащитного арестовано, а он сам лишен возможности зарабатывать, сидя в колонии.
- Вообще, взыскивать ущерб - это работа судебных исполнителей, которые арестовали все имущество, даже квартиры, в которых проживали дети Матаева, - сказала адвокат Мадина БАКИЕВА после того, как судья удалился в совещательную комнату. - Но своими силами они (судисполнители. - М. А.) это не делают. То есть мы в интересах жен Сейтказы и Асета Матаевых сами проводим процессы по выделу долей, чтобы они не остались без жилья. И выкупаем доли, которые потом судисполнители отправляют потерпевшим сторонам. Это называется процедурой принудительного взыскания. А мы прикладываем усилия, чтобы никто не остался без крыши над головой. Сам Сейтказы Матаев не может работать в учреждении - он по состоянию здоровья находится в санчасти с момента прибытия. А по-другому он как может возмещать ущерб?
В итоге суд принял соломоново решение: удовлетворить ходатайство защиты об условно-досрочном освобождении Сейтказы Матаева, но отказать в снятии с него дополнительного наказания - запрета занимать определенные должности. Так что мечтам Сейтказы Бисенгазиевича о том, чтобы полностью вернуться к прежней деятельности, скорее всего, не суждено сбыться в ближайшее трехлетие...
Остается лишь сказать, что постановление суда согласно закону вступает в силу через 15 дней. Так что в начале декабря - если, конечно, прокуратура не внесет протест - Сейтказы Бисенгазиевич вернется домой. А вот для его сына Асета Матаева время подавать прошение об УДО наступит только в конце февраля будущего года...
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы