Педагогическая поэма
В пятницу в Алматы прошло ежегодное августовское совещание работников образования. Впрочем, протекало оно не совсем традиционно.
Поначалу все вроде бы складывалось по заведенному много лет назад сценарию: чиновники от образования хвастались успехами, отмечали отдельные недостатки, тут же обещая их всенепременнейше исправить. Руководитель управления образования Алматы Рахат ШИМАШЕВА (на снимке) похвасталась успехами алматинских школьников, которые в этом году в очередной раз показали самые высокие результаты на ЕНТ: средний балл составил 97,5 из 140, в то время как в среднем по стране эта цифра намного ниже - 80,5. Юные алматинцы регулярно берут первые места на различных республиканских и международных конкурсах и олимпиадах. Недавно, к примеру, команда южной столицы завоевала Гран-при на конкурсе программистов в Сан-Франциско, обойдя более 100 команд из трех десятков стран мира.
Рассказав, “что такое хорошо”, г-жа Шимашева перешла к “водным процедурам”.
- Имеются отдельные факты, когда в школах и детских садах допускаются сборы денежных средств, - строго глядя в зал, заявила она. - Коллеги, у вас нет оснований сбора средств за прием в школу, детский сад и другое. Накануне нового учебного года еще раз напоминаю о категорическом запрете сбора денежных средств на различные нужды!
Об отсутствии мотивации к тому, чтобы “побираться”, косвенно напомнил и аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК (на снимке). Градоначальник сообщил педактиву: в 2017 году на нужды образования выделено 63,4 миллиарда тенге - это практически пятая часть городского бюджета. Еще 23 миллиарда будет потрачено на сейсмоусиление 28 очагов образования - школ, детских садов и т. д. И хотя сейчас работы идут полным ходом, завершить ремонт к началу учебного года удастся только в четырех школах и шести детсадах.
- Но это жизненно необходимая мера, и нужно отнестись к этому (к задержкам и связанным с ними неудобствам. - М. А.) с пониманием. Тем более что это будут практически новые школы. Сейсмоусиление - это не просто поменяли школу, это совершенно новые классы, другая среда, - многообещающе сообщил мэр.
Не забыл рулевой Алматы вставить в свою речь, в общем-то, традиционный для него пассаж - о важности для города в частности и для страны в целом рабочих профессий.
- У нас до сих пор все стремятся получить именно высшее образование, - с некоторой укоризной констатировал г-н Байбек (в свое время, к слову, получивший вузовский диплом в Германии по программе “Болашак”. - М. А.). - Зачастую родители последние деньги отдают, чтобы оплатить учебу ребенка в вузе. Они не всегда задумываются, найдет ли он впоследствии работу по специальности. Ежегодно порядка 70 процентов выпускников вузов остаются жить в городе (Алматы. - М. А.), в результате многие молодые специалисты не могут устроиться на работу. На рынке Алматы они просто не востребованы! Вместе с тем сегодня огромный дефицит рабочих специальностей. Бизнес остро нуждается в поварах, сантехниках, слесарях, электриках, барменах, официантах, менеджерах среднего звена. Именно здесь можно очень неплохо зарабатывать. Мы специально проводили анализ. Например, повар в обычном кафе получает в среднем от 90 до 150 тысяч тенге. А высококлассный повар может зарабатывать более одного миллиона тенге в месяц.
На этих словах акима южной столицы у многих сидящих в зале наверняка активизировалось слюноотделение: не слишком избалованные высокими зарплатами “шкрабы” принялись воображать себя шеф-поварами и сошефами ресторанов высокой кухни (последними, впрочем, крупнейший город страны отнюдь не изобилует. - М. А.).
И тут в речи Бауыржана Кадыргалиевича случился неожиданный поворот. Унесясь мыслями далеко от проблем образования, он оседлал любимого конька, заговорив о масштабной реконструкции вверенного ему мегаполиса.
- Преображение города осуществляется за счет создания качественной инфраструктуры для пешеходов, освобождения от “визуального мусора” - старых билбордов и киосков, ненужной рекламы, сплошных проводов над головой, - вдохновенно начал градоначальник. - Общественное пространство формируется соразмерно человеческому масштабу. То есть когда человек идет по улице, все должно быть на уровне его взгляда. Новые пешеходные пространства приглашают горожан из квартир на воздух, отрывают от диванов и гаджетов, предлагают родителям и детям новый комфортный образ жизни. Это развивает здоровые ценности: семья, экология, правильный образ жизни. Именно в соответствии с таким пониманием мы сейчас осуществляем капитальное строительство и модернизацию восьми улиц: Жибек жолы, Панфилова, Гоголя, Кабанбай батыра, площадь Астана, Байсеитовой, Тулебаева, набережной реки Есентай. Это треть исторического центра города. Эти улицы реконструируются с приоритетом для пешеходов, где будут уютные для отдыха общественные пространства, пешеходные дорожки и зеленые насаждения. Мы посмотрели: если каждый год реконструировать треть исторического центра, то за три года мы сможем сделать город очень привлекательным и удобным не только для горожан, но и для туристов.
В скобках заметим: тему превращения Алматы в туристскую Мекку алматинские сити-менеджеры полюбили давно и, надо сказать, не без взаимности. Не случайно сегодня город яблок - признанный лидер по въездному туризму в нашу страну. Что, впрочем, отнюдь не повод почивать на лаврах, учитывая амбициозные задачи, прописанные в концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года. В этом контексте легко понять логику отцов южной столицы, развернувших по всему городу масштабные “раскопки”. И, судя по торжественно притихшему залу, педагогическая общественность Алматы эту логику... ну если и не совсем понимает, то уж точно полностью поддерживает. Во всяком случае, на лицах слушателей г-на Байбека не было заметно и тени недовольства от столь неожиданной смены повестки дня педагогической конференции...
Видимо, уловив позитивный настрой аудитории своим тонким слухом (что ни говори, а музыкальное образование обязывает!), Бауыржан Кадыргалиевич плавно перешел к вызывающей весьма неоднозначную реакцию алматинцев “забористой” теме.
К слову, нельзя не отметить удивительное совпадение: буквально накануне, в четверг, наша газета опубликовала репортаж о том, куда делись демонтированные с городских улиц трамвайные рельсы, заборы, бордюры и прочие “сокровища” добайбековского Алматы.
Трудно, конечно, однозначно утверждать, что оратора впечатлил именно этот репортаж наших корреспондентов (см. “В поисках утраченных сокровищ”, “Время” от 24.8.2017 г.), но бесспорно одно: заборы (а точнее, борьба с ними) вдохновляют нашего мэра не меньше, чем мукомольные сооружения легендарного героя Мигеля де Сервантеса.
- По сути, заборы - это стремление отгородиться, это анахронизм мышления, старые стереотипы и привычки! - решительно провозгласил он. - Даже историки пишут - почитайте про город Верный: еще в XIX веке заборы в городе ставила знать, чтобы, отгородившись от простолюдинов, проводить свой досуг. То есть заборы были элементом социальной сегрегации. Может быть, поэтому в тех же США даже частные дома никогда не обносятся высокими заборами. Психологи подтверждают: открытость формирует доброжелательность и уменьшает агрессию. То есть когда вы идете и (видите. - А. М.) сплошной забор, стоит охранник, вы внутри понимаете: мне здесь не место, меня здесь не ждут, это не мое, мне туда нельзя. Это порождает агрессию. Но фасады домов, даже если они частные, принадлежат нам, мы должны смотреть на них и радоваться, какие у нас красивые дома. Мы хотим, чтобы в нашем городе не было барьеров, создающих социальное неравенство! Давайте искоренять эти старые привычки: от всех и всего отгораживаться. Давайте будем открытыми - это и есть модернизация сознания!
Согласитесь, услышав такое, любому уважающему себя педагогу не остается ничего другого, кроме как засучив рукава приниматься сеять Разумное, Доброе, Вечное. А заодно искоренять в незрелом детском сознании сословное чванство и всяческую социальную рознь.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы