2339

А в результате - пшик

Спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН в пух и прах раскритиковал государственные органы за неэффективное использование государственных средств. Досталось чиновникам и за противоречивые отчеты, представленные на пленарном заседании мажилиса, посвященном вопросам исполнения республиканского бюджета за 2016 год.
С докладом об исполнении бюджета на вчерашнем пленарном заседании выступил глава Счетного комитета Нурмухамет АБДИБЕКОВ.
В первую очередь он сообщил о том, что Министерство здравоохранения не выполнило план по дефициту должностей. Согласно оценке главы СК, Минздрав должен был снизить дефицит врачебных кадров на 2095 единиц, но фактически план не выполнил.
Между тем в отчете правительства, который был презентован депутатам, представлены совсем иные цифры, на которые обратила внимание депутат Зауреш АМАНЖОЛОВА.
- В отчете правительства указано, что достигнут конечный результат, дефицит врачебных кадров снизился на 241 человека. В то же время в отчете Счетного комитета указано, что показатель снижения врачебных кадров не выполнен, планировалось 2095, исполнение - 0.
Как получается, что даже на таком высоком уровне государственные органы не могут разобраться с обеспеченностью отрасли? - задала она вопрос.
Министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ в ответ сообщил, что план по снижению дефицита фактически перевыполнен.
- У нас нехватка кадров планировалась на уровне 2095 должностей, а в 2015 году было 3015. То есть мы планировали снизить на одну тысячу. По итогам 2016 года мы снизили дефицит до 1854, то есть, по существу, этот показатель перевыполнили, - заявил глава Минздрава.
Естественно, у Нигматулина возник логичный вопрос к Абдибекову, откуда взялись его цифры.
- По представленной информации правительства и той информации, которая подтверждалась в Министерстве здравоохранения, во время подготовки отчета данные цифры были подтверждены и поэтому, если здесь есть необходимость, то мы можем уточнить. Мы настаиваем, что 2095 на сегодняшний день не выполнено, - стоял на своем глава Счетного комитета.
- Уважаемые начальники большие, стыд и позор. Либо вы, подписывая, документы не читаете, либо не понимаете, что вы подписываете. Отправляете в парламент два документа, которые абсолютно друг другу противоречат, - вынес свой вердикт Нигматулин, заслушав обе стороны.
Впрочем, дело не ограничилось только этим разносом. Негативную оценку спикера мажилиса вызвали и данные о неэффективном использовании государственных средств. Они прозвучали в отчете Абдибекова.
- Оценке подвергнуты поставленные перед нацхолдингами задачи, влияющие на развитие отраслей экономики и на реализацию социально значимых проектов. Количество прибыльных субъектов квазигоссектора снизилось по сравнению с 2015 годом на 19 процентов. Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектов квазигоссектора, свое­временно не осваиваются и используются неэффективно. Из числящихся на контрольных счетах субъектов квазигоссектора 113 миллиардов тенге 87 процентов составляют остатки предыдущих периодов, - отметил Абдибеков.
- Никакой ответственности за отвлечение государственных средств никто не несет. Вот такая карусель. Думаю, пора прекратить манипулировать бюджетными средствами, когда в конце года при угрозе неосвоения этих средств начинается переброска неосвоенных денег на счета квазигосударственного сектора или на пополнение уставных капиталов дочерних компаний национальных компаний, - согласился с ним Нигматулин.
Он также обратил внимание на тот факт, что субъекты квазигосударственного сектора, и без того имея на счетах немалые суммы, запрашивают новые средства, для того чтобы сохранить объемы получаемых средств на следующий финансовый год. При этом госорганы им потакают, поскольку такое положение дел позволяет им отчитаться о полном освоении бюджета.
- Вас это устраивает, - обратился он к министру нацэкономики Тимуру СУЛЕЙМЕНОВУ. - Вместе с Минфином вы начинаете манипулировать этими цифрами! И никакой ответственности за причины неэффективного использования госсредств никто не несет. 113 млрд. тенге лежат мертвым грузом (на счетах казначейства, по данным Счетного комитета по квазигосударственному сектору. - Прим. авт.), из них 87 процентов уже несколько лет. Куда это годится? Деньги лежат и не работают, а мы еще идем и заимствуем на внешнем финансовом рынке! Надо это дело поправлять, с каждым годом каждая копейка дороже становится.
В ответ глава Миннацэкономики заявил, что его ведомство предпринимает меры для борьбы с этим фактом. По его словам, сейчас готовится законопроект, согласно которому за неосвоение средств будут вводить дисциплинарные санкции.
- Наше видение, что будет происходить с остатками на счетах и неосвоением по государственным программам. Мы предлагаем либо по согласованию разрешить их использование на другие программы в определенных пределах, либо использовать на бюджет. Мы предполагаем, что должно быть не более 50 тысяч МРП - порядка 110-120 млн. тенге, то есть крупного перенаправления расходов мы не допустим или это возврат в бюджет. Также необходимо ввести соответствующие дисциплинарные санк­ции и призвать к ответственности тех, кто допустил неисполнение, - пояснил Сулейменов, добавив, что проект закона скоро будет презентован в правительстве.
Под критику Нигматулина попал и Счетный комитет из-за низкого качества подготовленных материалов финансовых проверок.
- В прошлом году не было вынесено ни одного обвинительного приговора по вашим материалам! И в большей степени по причине низкого качества представленных материалов… Прокричали на всю страну о сотне миллиардов похищенных, а в результате-то - пшик! - заявил спикер мажилиса.

Арсен НУРТАЗИН, Астана

Поделиться
Класснуть