3866

Интим не предлагать!

Почему казахстанские певцы поют под фонограмму, а в фильмах отечественного производства все больше постельных сцен? И почему снимаются в них не профессиональные актеры, а артисты эстрады? Ответы на эти непраздные и другие вопросы вчера вместе с министром культуры и спорта Арыстанбеком МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке) искали в сенате деятели искусства и депутаты во время рассмотрения законопроекта о культуре.

Больше двух часов собравшиеся обсуждали злободневные вопросы культуры. Сенатор Сергей ЕРШОВ посетовал на упадочное состояние исторических памятников. В пример он привел древнейшие горы Улытау, про которые в Интернете депутат нашел лишь “несколько статей, переписанных из советской энциклопедии”. Обеспокоен Ершов и судьбой мавзолея старшего сына Чингисхана Джучи-хана, расположенного в Улытауском районе Карагандинской области.
- До 1995 года я не знал, что там есть такой памятник. Я не историк, но слышал, что ничего не осталось от Чингисхана. Нет ни его могилы, ни его родственников, нет ничего, кроме одного мавзолея первого сына. Это такая уникальная вещь! Мы в свое время давали деньги на его реконструкцию. А знаете, что сейчас там? Там современное кладбище, он там стоит, а там такие мавзолеи и мазары, которые его заслоняют! - поделился переживаниями Сергей Ершов, спросив у Мухамедиулы, обращает ли Минкультуры внимание на эту проблему.
Решением данного вопроса, отметил министр, нужно заниматься в единой связке... с туризмом.
- Во всем мире министерства культуры и туризма, как сиамские близнецы. Мы, к сожалению, только недавно смогли добиться, чтобы туризм передали в наше ведение. Без этого, какие деньги мы бы туда ни вкладывали, на памятник Джучи-хану, если посетителей нет, то грош цена (приложенным усилиям. - Л. Т.). А для того чтобы посетители появились, нужна пропаганда. Нам нужно создавать шедевры, писать книги, снимать документальные и художественные фильмы. Если этого нет, то и заинтересованности у населения нет, - считает Мухамеди­улы.
Минкультуры, продолжил он, делает сейчас упор на создание исторических кинолент, таких как “Қазақ елі”, “Дорога к матери”, “Аманат”.
- Сейчас про Амре (КАШАУБАЕВА. - Л. Т.) снимаем, про историка БЕКМАХАНА... Каким трудом - вы знаете... А снимали какие-то мифические фильмы - “Фениксы”, где все разворовали! “Розовый зайчик” снимали на народные деньги. Где эти фильмы? Надо было снимать вот эти исторические фильмы! Сейчас мы снимаем про Томирис, вот вчера был Акан САТАЕВ, мы буквально все утвердили. Мы благодаря этому (снятию исторических кинокартин. - Л. Т.) на историю обращаем внимание, - рассказал Мухамедиулы.
Между тем художественный руководитель Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова Асанали АШИМОВ заметил, что сегодня казахстанское кино у народа не вызывает никакого интереса, потому что режиссеры не приглашают профессиональных актеров.
- Актеров сейчас набирают с улиц, потому что ими можно управлять. Гримеры и другие сотрудники отказываются приходить, потому что там (в киноиндустрии. - Л. Т.) мизерная зарплата. Например, Олег ТАБАКОВ (знаменитый российский режиссер, актер театра и кино. - Л. Т.) 25 тысяч долларов зарабатывает за один съемочный день! - неравнодушно заметил Асанали Ашимов.
Подхватив тему, сенатор Али БЕКТАЕВ спросил у министра культуры, почему сегодня в кино снимаются не актеры, а эстрадные артисты.
- Потому что кинорежиссер или продюсер по действующему закону не берет на себя ответственность, - объяснил Мухамедиулы. - Поэтому сейчас мы в законопроекте прописали ответственность первого, второго руководителя. Когда режиссер берет ответственность, он, конечно же, будет приглашать лучших актеров. А сейчас кого приглашают? Родственников, сватов да братьев. Я шесть лет работал ректором (Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. - Л. Т.). Кто как оканчивает этот университет, мастерство актера, режиссера никто не контролирует, не мониторит.
Тем временем Асанали Ашимов поделился своими наблюдениями о современном кинематографе.
- Восток, как говорится, дело тонкое. У нас очень специфичная культура. Постельные, интимные, обнаженные сцены - наши режиссеры берут середину. Как завоевать доверие девушки, показывают, и серединку: отношения, их сближение и так далее… Я смотрю, есть такие ситуации (постельные. - Л. Т.). Поэтому в законе надо прописать ограничение на эти сцены, - предложил Ашимов.
В кулуарах наш корреспондент поинтересовался у Арыстанбека Мухамедиулы, как он относится к предложению режиссера.
- Я поддерживаю. Есть определенные человеческие нормы, конечно. Поэтому мы хотим в законе о кино прописать все нормы, ответственность сторон. Министерство сейчас активно работает над этим законопроектом, он очень непростой, и есть согласующие органы, - отметил глава Минкультуры.
Подняли депутаты и такой актуальный вопрос, как использование фонограммы казахстанскими певцами на концертах. Сенатор Сарсенбай ЕНСЕГЕНОВ подчеркнул, что народу не нравится неживое пение и, например, в Туркмении и других соседних государствах существует законодательный запрет на использование фонограммы.
- Люди говорят: мы же не ходим на концерт, чтобы посмотреть на артиста, мы же слушаем его голос, его исполнение - зачем нам его фонограмма? Говорят, что инструментов, оборудования не хватает. Но когда-то наши певцы живым голосом пели без всякой фонограммы! Поэтому, пожалуйста, внесите изменения в закон, - обратился к министру Сарсенбай Енсегенов.
Как объяснил Арыстанбек Мухамедиулы, сегодня все желающие могут организовать концерт и спеть под фонограмму. И Минкультуры не имеет права ничего с них требовать, потому что в законе не прописана обязанность организаторов концертов получать лицензии на осуществление деятельности.
Спросили сенаторы и о том, почему на полках в книжных магазинах мало казахской литературы.
- Мы до сих пор своим внукам даем книгу про крокодила Гену, но нет таких произведений (на казахском языке. - Л. Т.), которые специально выпускаются для детей, - выразил недовольство Али Бектаев.
Причина дефицита казахских книг, пояснил министр культуры, банально проста: авторам платят мизерные гонорары.
- Когда издательства выпускают книги, авторы получают только 10 процентов, то есть где-то 300-450 тысяч тенге у них гонорар. Поэтому быть писателем, конечно, невыгодно. Он пишет книгу 5-6 лет, а в качестве гонорара получает только 350 тысяч тенге. Такой гонорар никого не мотивирует. Молодежь сейчас не пишет книги, - просветил депутатов министр.
Согласно новому законопроекту о культуре министерство будет формировать госзаказ на издание общественно значимой литературы, и авторские гонорары повысятся.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана

Кстати

Деньги - на песни

Порядка 9 млрд. тенге намерены потратить на культурно-развлекательную программу EXPO в Астане. В рамках всемирной выставки пройдет 700 мероприятий с участием самых топовых знаменитостей вроде Пласидо ДОМИНГО и Димаша КУДАЙБЕРГЕНА. Об этом вчера рассказал министр культуры и спорта страны Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ.
По словам главы ведомства, центральным событием культурной программы всемирной выставки в Астане станет проведение одного из самых престижных вокальных конкурсов мира “Опералия”, основателем и главным художественным руководителем которого является легенда мировой оперы Пласидо Доминго.
Одновременно с этим сольное выступление легендарного оперного певца также состоится в театре “Астана Опера”, где будет представлена опера Верди “Травиата”.
Еще одним ярким событием должен стать приезд в Астану театра Ла Скала в начале сентября.
- Самое главное, что этот театр приезжает сильнейшим составом - это 250 человек. При этом ожидается участие главного дирижера - всемирно известного Зубина МЕТА, - сообщил глава ведомства.
Вместе с тем Мухамедиулы рассказал о подготовке к сольному концерту Димаша Кудайбергена в Астане:
- Мы сейчас ведем интенсивные переговоры, уже есть договоренность с Ларой ФАБИАН, братьями МЕЛАДЗЕ, ведем переговоры с другими участниками. Но главная фигура - это Димаш Кудайберген. Я думаю, мы в течение двух недель уладим все вопросы.
Также глава культурно-спортивного ведомства дал понять, что не несет ответственности в случае перепродажи билетов, как это было в ходе Универсиады в Алматы, поскольку в стране нет закона, который сдерживал бы деятельность перекупщиков.

Арсен НУРТАЗИН, Астана

Поделиться
Класснуть