1994

Пролетая над парламентом

В Казахстане пересмотрят механизм возврата денег за авиабилеты в случае отказа пассажира от перелета

Во вторник в мажилисе на заседании рабочей группы по законопроекту о воздушном пространстве депутат Омархан ОКСИКБАЕВ (на снимке) вступил в схватку с представителями авиасообщества и в итоге отстоял свою идею “уберечь граждан от крохоборства авиакомпаний”.

Председатель комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Бекен СЕЙДАХМЕТОВ напомнил, что сегодня согласно законодательству пассажир имеет право вернуть билет, однако взамен он рискует получить лишь 30 процентов от полной его стоимости. В свою очередь директор по продажам в Казахстане и СНГ компании “Эйр Астана” Серик РЫС-УЛЫ (на снимке) подчеркнул, что билеты, приобретаемые заранее, в 3-4 раза дешевле, чем те, которые куплены в день вылета.
- Знаете ли, цифрами можно играть! “Эйр Астана” накрутила цены на билеты! - отрезал Оксикбаев и предложил: - Надо законодательно закрепить - возвращать не меньше 30 процентов от максимальной цены билета. Тогда мы убережем наших граждан от крохоборства авиакомпаний!
Иными словами, мажилисмен предлагает, чтобы авиакомпании возвращали пассажирам, купившим заранее дешевые билеты, но не воспользовавшимся ими и при этом не сдавшим их заранее (до вылета) перевозчику, 30 процентов не от сниженной цены, а от максимальной - по которой авиакомпании продают билеты в день вылета.
С этим категорически не согласился председатель Ассоциации авиаперевозчиков Казах­стана Владимир КУРОПАТЕНКО, призвав депутатов поставить себя на место авиакомпаний, которые в случае принятия поправки Оксикбаева начнут нести убытки.
- Авиакомпании существуют для людей, а не для себя! Они должны работать для граждан, а не для того, чтобы наживаться. Поэтому мы должны застолбить, что определенно он (пассажир. - Л. Т.) получит расходы, которые потратил на покупку билета. Если гражданин купил билет за два месяца вперед, то эти два месяца его деньги находятся в обороте компании! - не унимался Оксикбаев.
Мажилисмен Павел КАЗАНЦЕВ попросил представителей авиакомпаний назвать процент возврата билетов. Как сообщил Серик Рыс-Улы, пассажиры отказываются от перелета в 3-4 процентах случаев.
- Как это может влиять на коммерческую деятельность компании? - удивился депутат.
- Никак. Просто если мы будем делать 100-процентный возврат (стоимости билета. - Л. Т.), то мы не сможем давать большую скидку заранее. Встанет под вопрос бизнес-модель низкобюджетных перевозок. Мы конкурируем и за рубежом, а зарубежные перевозчики летают по стандартам, где невозвратные тарифы разрешены, - заявил Рыс-Улы.
Тем не менее парламентарии согласились с поправкой Омархана Оксикбаева и решили взять на доработку соответствующий пункт законопроекта.
В кулуарах журналисты попросили Серика Рыс-Улы прокомментировать скандал с монопольно высокими ценами на услуги авиаперевозок “Эйр Астаны”.
- Расследование сейчас ведется, поэтому мы не имеем права комментировать это. Но по поводу высоких цен я могу сказать, что они не монопольные. Из всех направлений внутри страны мы являемся монополистами только на одном - в Костанай. И это не потому, что мы туда никого не пускаем, а потому, что там нет достаточного спроса. На остальных направлениях у нас либо один конкурент, либо все три. У человека всегда есть выбор, с кем лететь, - заявил Рыс-Улы.
Цены на авиабилеты “Эйр Астаны”, отметил он, с января по июль этого года выросли на 22 процента в связи с девальвацией. Отвечая на вопрос, почему авиабилеты “Эйр Астаны” дороже, чем в других авиа­компаниях, он заявил, что из-за лучшего сервиса.
Другой спор на заседании развернулся вокруг законодательной нормы о штрафах медперсонала, проверяющего здоровье летчиков. Согласно законопроекту плата за непрофессионализм медиков составит 100 месячных расчетных показателей, при повторной ошибке - 200 МРП. Как сообщил Бекен Сейдахметов, депутаты предлагали вдвое снизить эти штрафы.
- Мы не соглашаемся с данным предложением. В настоящее время в мировой практике такие меры: если медицинский персонал нарушил или сокрыл (болезнь пилотов. - Л. Т.), допустил летный персонал к работе, то налагается крупный штраф в размере от 20 до 250 тысяч долларов вплоть до уголовной ответственности до 5 лет, - мотивировал Сейдахметов.
В Казахстане, продолжил он, только в 2014-2016 годах было 130 случаев, когда врачебно-летные экспертные комиссии скрывали наличие заболеваний у летчиков. Глава комитета напомнил, как в марте 2015 года страдавший от депрессии пилот немецкой Lufthansa допустил крушение самолета, в результате которого погибли 150 человек. В свою очередь Владимир Куропатенко отметил, что в Казахстане немало случаев, когда медики допускали к полетам летчиков с больным сердцем.
Немного подискутировав, депутаты все-таки сошлись во мнении, что нужно оставить штрафы на уровне, предложенном комитетом гражданской авиации.
Законопроект по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации также предусматривает норму о правилах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
Владимир Куропатенко выразил обеспокоенность тем, что сегодня никем не контролируются полеты воздушных шаров, дельтапланов и беспилотников:
- Они завтра, не дай бог, полетят над парламентом и что-нибудь сделают! Они должны контролироваться, иметь разрешение на полеты. ПВО, КНБ, прокуратура должны следить за этим! На этом маленьком летательном аппарате можно что угодно сбросить, даже маленькую бомбочку! Поэтому надо не только правила разработать, но и ужесточить полеты.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть