Разбор полётов
устроили во вторник в мажилисе во время презентации законопроекта об использовании воздушного пространства и деятельности авиации
Избранники народа накинулись на комитет гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию, требуя ответов на наболевшие вопросы об авиационной безопасности, невозвратных авиабилетах и, конечно же, о курящих травку пилотах.
О поправках в проект закона рассказал вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ (на снимке).
- Резонансная катастрофа самолета немецкой компании (в горах Франции. - Л. Т.), когда произошло обрушение, здесь было сокрытие заболеваний пилотов. Такие проблемы везде есть. Поэтому наряду с другими странами ужесточается контроль над медицинским освидетельствованием авиационного персонала, - заявил он, признав при этом: в Казахстане тоже бывало, что авиаперсоналу выдавались фальсифицированные заключения медиков.
По словам г-на Рау, в прошлом году в стране было зафиксировано более 80 случаев подобной липы.
- В соответствии с международным опытом предлагается в этой сфере возложить ответственность на авиационную администрацию с предоставлением ей полномочий сертифицировать авиационные медцентры и осуществлять выдачу сертификатов авиационным медэкспертам, - сообщил вице-министр.
Будет введена административная ответственность медицинских экспертов за выдачу недостоверных заключений по допуску авиаперсонала к полетам в размере 100 месячных расчетных показателей, а при повторных случаях - в размере 200 МРП. Докладчик напомнил: в ныне действующем законе предусмотрена административная ответственность организации, а если согласно поправкам и их примут, то за это ответят еще и конкретные должностные лица.
- Альберт Павлович, вы привели пример германского пилота, который целенаправленно уничтожил самолет с пассажирами во Франции. Но мы, как говорится, в своем глазу бревна не разглядим, а в чужом соломинку увидим, - подрезал крылья выступающему мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ. - А наш пилот “Эйр Астаны” был уличен в употреблении марихуаны при проведении полета из Москвы в Алматы. Причем делалось это неоднократно!
Перуашев поинтересовался, какие меры приняло руководство “Эйр Астаны”, чтобы впредь пресечь такие риски, и не планируется ли, как в Германии, отменить врачебную тайну в случаях с пилотами.
Тут на выручку шефу поспешил председатель комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Бекен СЕЙДАХМЕТОВ (на снимке). Он отрапортовал: после этого случая его ведомство активно совершенствует медицинскую сертификацию, ужесточились требования к предполетному осмотру.
Лидер акжоловцев посчитал реплику г-на Сейдахметова “общими рассуждениями” и потребовал письменного ответа.
Разобравшись с пилотами, мажилисмены оседлали тему невозвратных авиабилетов.
- Человек практически за месяц, за два месяца покупает билет и в силу каких-то личных или служебных обстоятельств отказывается от полета. А деньги не возвращаются. Практически происходит конфискация денежных средств населения! Я считаю, это неправильно! Те люди, которые заранее кредитуют работу наших авиакомпаний, должны иметь право получать свои средства назад, - уверен мажилисмен Сапар Ахметов.
Внятного ответа Бекен Сейдахметов не дал, но в кулуарах сообщил журналистам: авиакомпании планируют отказаться от практики невозвратных билетов. Однако при отказе от услуг авиакомпании ее клиентов в некоторых случаях будут за это штрафовать.
- Для тех граждан, которые покупают билеты по минимальному тарифу, будут предусмотрены штрафные санкции – порядка 20-30 процентов. Есть средние тарифы, есть предельные тарифы - с этих тарифов штрафные санкции при возврате не будут взиматься, - пояснил глава КГА.
Подняли депутаты и вопрос о нелегальных такси возле аэропортов.
- Как в той басне: в огороде Саке, за огородом Баке, а колорадские жуки как ходили, так и ходят, - шутливо начал свой вопрос мажилисмен Павел КАЗАНЦЕВ. - Сейчас уже есть случаи, когда они (таксисты. - Л. Т.) устраивают разборки в присутствии гостей и жителей столицы. Выйдите посмотрите, что там делается! Там тебя за локоть хватают и тащат в угол!
Казанцев также отметил слабую техническую оснащенность отечественных аэропортов.
- В Актобе произошли известные события, после чего были поставлены на двух входах терминалы. Но абсолютно очевидно, что их “бегом поставили”. Это кампанейщина! Люди ее видят и говорят: вот вам и вся безопасность! Отсюда начинаются все кривотолки, - возмутился Павел Казанцев.
Глава профильного комитета согласился с тем, что “не все аэропорты соответствуют требованиям авиационной безопасности”.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана