1301

Половинчатые меры

С 1 марта 2016 года в Казахстане заработала прогрессивная шкала ставок экс­портной таможенной пошлины (ЭТП) на сырую нефть с привязкой к мировой стои­мости черного золота. Но, как оказалось, радоваться еще рано: правительство вновь приняло половинчатое решение, которое не может решить главную проблему рынка - покрыть расходы нефтяников на добычу черного золота.

С недавних пор цена нефти на мировых рынках с попеременным успехом начала подниматься вверх. Однако аналитики далеки от радужных прогнозов: с учетом вялого спроса даже возможное прекращение роста добычи не избавит рынок от избытка. А потому, по данным опроса Reuters, в 2016 году цены на эталонный Brent в среднем составят около 40 долларов за баррель. И это не самый худший вариант. Принимая во внимание плачевное состояние дел, власти многих стран обеспокоены сегодня вопросом помощи нефтедобывающим компаниям. Ведь треть из них, по данным консалтинговой компании Deloitte, находится на грани банк­ротства. Казахстан, где на нефтегазовый комплекс приходится львиная доля в формировании госбюджета, не исключение. В середине февраля Министерство нацио­нальной экономики РК сообщило о том, что в Казахстане будет внедрена прогрессивная шкала ставок ЭТП на сырую нефть с привязкой к мировой стоимости черного золота (к слову, аналогичный механизм, к примеру, в той же России применяется уже давно). Был обозначен нижний предел - 25 долларов за баррель: если стоимость сырья опустится ниже этой отметки, то ставка обнуляется, и наоборот. Сей шаг чиновники объяснили заботой о нефтегазовом секторе. Однако, как отмечают основные игроки рынка, принятое министерством решение половинчатое и, по сути, мало что меняет. Причин на то несколько.
К примеру, модернизация казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, которая позволит увеличить производство светлых нефтепродуктов, до сих пор не завершена. А потому уровень производства темных нефтепродуктов - мазута, вакуумного газойля и печного топлива - пока остается высоким. При этом предложение по некоторым из них явно превышает спрос. Например, в последние годы в Казахстане идет явное сокращение потребления мазута: по итогам 2011 года - 2326 тыс. тонн, в
2014-м - 1512 тыс. тонн, за 11 месяцев 2015-го - 1165 тыс. тонн. Но если печное топливо и мазут имеют внутри страны хоть какую-то нишу, то вакуумный газойль полностью идет на экспорт, причем поставлять его за рубеж выгодно: мировые цены на этот вид нефтепродуктов в среднем на 40 процентов выше, чем на мазут. Продажа вакуумного газойля могла бы дать возможность отечественным нефтяникам хоть как-то залатать дыры от крайне низких цен на нефть на мировых рынках. Но ЭТП на вакуумный газойль, равная 60 долларам на тонну, делает его экспорт нерентабельным. Получается парадоксальная ситуация: НПЗ приходится производить мазут, который не пользуется спросом внутри страны и почти не приносит прибыль при экспорте ввиду низких экспорт­ных котировок.
Удивляет тот факт, что действующий размер экспортной пошлины на вакуумный газойль был установлен в то время, когда российская привозная нефть занимала до 30 процентов от общего объема переработки, то есть влияние цены при экспорте темных нефтепродуктов на ценообразование неф­ти не было столь существенным. Сегодня картина изменилась: на переработку казахстанским НПЗ отгружается до 60 процентов нефти с Кумкольских и Актюбинских месторождений. Несмотря на явную смену декораций, работать отечественным компаниям почему-то приходится на старых условиях, давно ставших убыточными и для недропользователей, и для производителей горючего.
В не менее сложной ситуации сегодня находятся и НПЗ. Объем переработки ввиду вышеназванных причин начинает снижаться. Так, за первые два месяца этого года объемы уже сократились на 17 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Не исключена вероятность сокращения поставок до минимума. И на фоне этого НПЗ надо обслуживать миллионные займы, привлеченные в рамках госпрограммы по модернизации в иностранной валюте. Принимая во внимание изменившийся валютный курс, видно явное ухудшение финансово-экономического положения и НПЗ, и отрас­ли в целом.
Другая проблема нефтегазового комплекса Казахстана сегодня - это уменьшение объемов добычи. В итоге цена, которую, к примеру, поставщики нефти на Атырауском НПЗ предлагают нефтяникам, не может устроить последних: она элементарно не покрывает затраты на производство черного золота! В общем, ситуация складывается не ахти. Пока же отечественному нефтегазовому сектору остается уповать на родное правительство и ждать, когда оно решится на конкретные меры по поддержке основного сектора экономики.

Сакен КАСЫМОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее