3537

Зато уж в области билета...

Во вторник в общественном транспорте Алматы снова начали действовать проездные. Правда, эксперты сомневаются в том, что благодаря этому увеличится поток пассажиров, как того хотят городские власти. Все дело в неоправданно высокой стоимости многоразового билета.

Проездные нового образца - такие же пластиковые, как и карточки “Оңай!”, - в Алматы начали продавать на прошлой неделе. Тогда же была названа и их цена: студенческий стоит 3000 тенге, социальный (для пенсионеров) - 2000, школьный - 1000, а вот единый транспортный проездной - 7200 тенге. По сравнению с прежним он подорожал сразу на 1200 тенге. И хотя это было ожидаемо (об этом в интервью нашей газете заявлял представитель городского транспортного холдинга), но все равно осадок остался. Надбавка по нынешним временам существенная.
- Дороговато... - вздыхали многие алматинцы.
Установленная властями цена проездного - лишь вершина айс­берга, проблемы лежат гораздо глубже. Специалисты проекта ПРООН “Устойчивый транспорт Алматы”, которые уже много лет работают над успешной организацией общественного транспорта южной столицы, в январе представили сотрудникам городского акимата обзор тарифов на проезд в автобусах и троллейбусах в разных странах мира. Тогда они доказывали, казалось бы, очевидное: чтобы поездок в общественном транспорте стало больше, нужно возвращать проездные, которые, напомню, были в ходу только до 1 января. Но вернуть - полдела, важна и их стоимость.
По данным специалистов ПРООН, в международной прак­тике существует определенная схема ценообразования: обычно стоимость проездного в 32 раза превышает цену разового билета. Если примерить эти стандарты на нашу действительность, получится, что обычный проездной должен продаваться за 2560 тенге (умножьте 80 на 32). Но мы, видимо, идем своим, особым путем, поэтому в Алматы проездной стоит в 90 раз дороже одной поездки! Получается, что он выгоден лишь тем, кто совершает более 90 поездок в месяц, то есть минимум три раза ежедневно, и не только - заметьте! - в рабочие дни пользуется общественным транспортом. А ведь такой проездной предназначен для самого активного слоя населения - молодых, работающих людей, которые не попадают ни в одну из льготных категорий. Как раз для тех, кого власти и собираются пересадить из личного транспорта в общественный. И удорожание проездного, выходит, еще одна “действенная” мера, которая поможет в этом непростом деле. Что ж, в этом власти последовательны и верны себе!
Мы решили поинтересоваться, чем обоснована нынешняя стоимость проездного и будет ли им выгодно пользоваться. Разъяснение управления пассажирского транспорта Алматы привожу прак­тически без изменений:
“По правилам именно перевозчик вправе устанавливать проездные билеты длительного пользования.
Ассоциация (перевозчиков. - О. А.) была категорически против проездных билетов, так как понятно: если он выгоден пассажиру, значит, при разовой оплате человек платил бы больше. Но бесплатных обедов не бывает, кто-то за него все равно платит. Первоначально ассоциация предложила продавать проездной по 10 000 тенге, но потом в ходе переговоров его цена стала ниже. В итоге стоимость проездного повысилась на 20 процентов.
Ранее (до их отмены. - О. А.) проездных продавалось около 15-18 тысяч в месяц. Если учесть, что в Алматы осуществляется 650-700 тысяч поездок в день (это 300-350 тысяч пассажиров), то получается, что проездными пользовалось около пяти процентов из них. В основном это те, кто из-за работы вынужден постоянно перемещаться по городу: курьеры, контролеры коммунальных служб, работники соцобеспечения и т. д. Для них проездной все равно выгоден: если верить многочисленным жалобам, часть пассажиров делает по 8-10 пересадок в день”.
Напоследок приведу такие цифры: в городах с развитой системой общественного транспорта (решайте сами, можно ли отнести Алматы к таким) почти половина пассажиров пользуется проездными, в некоторых странах этот показатель доходит до 80 процентов.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции У нас есть версия, почему так существенно подорожали проездные. Возможно - подчеркиваем: возможно! - все дело в том, что в скором времени городские власти вынуждены будут повысить стоимость проезда в общественном транспорте. Ведь уже сейчас поговаривают, что цены на все и вся поползут вверх после завершения отопительного сезона: девальвация тенге неизбежно потянет за собой инфляцию. А раз так - почему бы не сыграть на опережение с ценой на проездной? 

Поделиться
Класснуть