1722

Поход на Восток

В понедельник национальная компания “Қазақстан темiр жолы” официально подвела итоги первого года реализации программы “Нұрлы жол”. Как выяснилось, несмотря на кризисные колебания в экономике, национальный транзитный потенциал буквально переживает новое рождение, открывая новые пути и маршруты.

Начиная брифинг в Астане, руководитель компании АО “НК “Қазақстан темір жолы” Аскар МАМИН сообщил, что за последние 6 лет построено порядка 1700 километров новых железнодорожных линий и ряд объектов логистической инфраструктуры, что позволило сформировать новую архитектуру трансконтинентальных транспортных коридоров и придать существенную динамику транзитным перевозкам.
Вместе с тем по новым железнодорожным линиям Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь за первый год эксплуатации перевезено 10 млн. тонн грузов, проследовало более 5 тысяч поездов, что составляет 70 процентов от планового показателя к 2017 году.
Кроме того, в данное время идет строительство вторых путей с их электрификацией на участке Алматы - Шу протяженностью 111 км.
Тем не менее основные планы нынешнее руководство ҚТЖ, безус­ловно, связывает с крупнейшими проектами в рамках реализации программы “Нұрлы жол”.
В данном случае речь идет о реконструкции пассажирского терминала международного аэро­порта Астаны в преддверии ЕХРО-2017. Предполагается, что примерно через два года его пропускная способность вырастет с
3 до 7 млн. пассажиров в год.
Однако самым ожидаемым объектом, за которым сегодня стоит рука ҚТЖ, остается проект нового столичного вокзала, который будет также завершен к началу Всемирной выставки в Астане.
- Стоимость самого здания вок­зала оценивается порядка 50-60 миллиардов тенге. Но сейчас будем еще уточнять, - пояснил Аскар Узакпаевич, отвечая на вопросы журналистов в Службе центральных коммуникаций.
По его словам, строительство объекта уже идет полным ходом. Новый железнодорожный вокзал будет оснащен суперсовременной инфраструктурой.
- Сегодня уже строительство идет, собран каркас. Вокзал находится на Аллее Тысячелетия, за Пирамидой, за Дворцом Независимости, вдоль этой аллеи, которая является перспективной. Я буквально в субботу проводил совещание на этом объекте. Состоит он из двух частей. Это эстакадная часть - 2,3 км из магистральной ж/д сети, поезда будут заходить по эстакадной части здания вокзала, и само здание вокзала, которое тоже имеет паркинг, пандус, чтобы на него заезжать, - пояснил глава ҚТЖ.
Между тем в морском направлении только что завершен проект по расширению порта Актау. Так, новые терминалы для перевалки генеральных видов грузов, контейнеров и зерна мощностью 3 млн. тонн позволят увеличить мощности по перевалке грузов в порту Актау с 16,5 до 19,5 млн. тонн в год. Наряду с этим реализуются проекты по строительству паромного комплекса и железнодорожного участка Боржакты - Ерсай.
По словам главного железнодорожника страны, завершение строительства паромного комплекса обеспечит мультимодальную транспортировку генеральных и наливных грузов в рамках реализации плана по увеличению транзитных потоков Транскаспийского маршрута в направлении рынков Кавказа и Южной Европы.
Как выяснилось, огромное значение в ҚТЖ также придают модернизации действующих мощностей. Если учесть, что общий объем инвестиций в обновление производственных активов в период с 2008 по 2015 год составил 2,5 трлн. тенге. Только за этот период обновлено порядка 1000 локомотивов, 37,4 тысячи грузовых вагонов, 1284 пассажирских вагона, осуществлена модернизация и капитальный ремонт пути в объеме 4348 км (11 751 - с учетом среднего ремонта).
На смену отработавшим свой ресурс активам поставлено самое современное высокопроизводительное оборудование. При этом совокупные издержки в течение жизненного цикла нового оборудования (включающие стоимость приобретения, эксплуатации, обслуживания и утилизации) ниже, чем у старого.
Таким образом, благодаря крупным инвестиционным вложениям сегодня ҚТЖ является одной из самых модернизированных железнодорожных компаний в мире.
Справедливости ради стоит отметить, что обновление активов обеспечено продукцией за счет отечественных заводов и предприятий.
В частности, только в этом году Актюбинский рельсобалочный завод начал выпускать первую продукцию. В Астане запущен завод по выпуску дизельных двигателей.
Примечательно, что даже в условиях кризиса в ҚТЖ не ожидается крупных сокращений, твердо заверили в руководстве. Напротив, реализация компанией проектов “Нұрлы жол” автоматически обеспечивает создание почти 16 тыс. (15 928) новых рабочих мест.
В ходе отчетной пресс-конференции также выяснилось, что в настоящее время железнодорожники придают огромное значение транзитному потенциалу в сторону соседнего Китая, у которого с Казахстаном очень тесные маршрутные связи.
Так, на востоке страны завершено строительство сухого порта на территории СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”, который к 2020 году будет обрабатывать более 4 млн. тонн различных грузов. При этом с начала работы логистического терминала в китайском порту Ляньюньган обработано 257 тыс. контейнеров. К 2020 году терминал обеспечит обработку свыше 550 тыс. контейнеров.
В целях дальнейшего развития терминала рассматривается соз­дание терминальных мощностей в логистической зоне ШОС порта Ляньюньган общей площадью 450 га, что позволит увеличить объем консолидации грузов до 2,2 млн. ДФЭ к 2020 году.
До конца 2017 года национальный перевозчик Казахстана уже будет присутствовать в крупнейших мировых портах: Клайпеде (Литва), Бандар-Аббасе (Иран), Мундре (Индия).
Символичным итогом казах­станско-китайских отношений станет запуск ежедневных поездов из Астаны в Урумчи опять же к началу Всемирной выставки в столице Казахстана.
- К EXPO мы планируем ввести ежедневный поезд Астана - Урумчи. Он будет проходить по маршруту Астана - Алматы - Урумчи. Это тоже будут поезда “Тулпар-Тальго”. В рамках развития скоростного пассажирского движения у нас большие планы, и мы согласно этим планам ежегодно продвигаемся по увеличению количества маршрутов и улучшения сервисов, - сказал в заключение господин Мамин, отвечая на вопросы китайских журналистов в Астане.

Арсен НУРТАЗИН, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть