5051

Пора менять ориентацию

Сотни казахстанских грузоперевозчиков могут остаться без работы. С прилавков исчезнут дешевые овощи-фрукты и ширпотреб. А цены на то, что останется, вырастут в разы! И все из-за санкционной войны двух ключевых для нашей страны государств - России и Турции. Впрочем, участники прошедшей в Астане международной конференции, посвященной транзитному потенциалу Казахстана, уверены: все не так плохо.
Границы двух стран уже закрыты с обеих сторон. Москва ввела экономические санкции против Анкары и получила зеркальный ответ.
Вопрос в том, как в этом случае действовать другим государствам Таможенного союза и в первую очередь Казахстану, чьи транспорт­ные фуры вынуждены простаивать на российской границе в районе Северного Кавказа, теряя время и сжигая бензин.
- К сожалению, на сегодня у наших перевозчиков есть реальные претензии к российским властям в части выполнения тех нормативных документов, которые регулируют перемещение транзитного груза из Турции в Казахстан. Но я думаю, что все эти вопросы будут улажены в ближайшее время, - заявил нашему корреспонденту зампредседателя президиума Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Юрий ЛАВРИНЕНКО.
- По оценкам наших экспертов, товарооборот между Китаем и Турцией будет расти. К 2020 году он может достигнуть 100 миллиардов долларов. Соответственно, для нас как для транзитной страны это большой потенциал, возможность заработать. Поэтому, несмотря на чьи-то конфликты, наша задача всегда держать открытым свой транзитный коридор, обеспечивая грамотную логистику, - полагает президент АО “Кедентранссервис” Эдиль ИСКАКОВ.
Между тем другие эксперты считают, что Казахстан мог бы спокойно прожить и без турецкого добра, поскольку товарооборот между Казахстаном и Турцией не столь уж велик. Сегодня он составляет около 4 миллиардов долларов, снизившись в сравнении с 2013 годом из-за мирового кризиса. В связи с этим директор белорусского института “Белжелдорпроект” Сергей ШЕЛЬМАНОВ дает казахстанцам такой совет:
- Возможно, вам следует сделать акцент на Китай и оттуда завозить все, что вы можете недополучить из далекой Турции. Для этого уже сегодня надо искать новых торговых партнеров. В Китае полно качественных продуктов.
Между тем развитию транзитного потенциала Казахстана препятствует многое. К примеру, износ магистральных дорог в республике уже достигает 60 процентов! А отсутствие современных логистических технологий и низкий уровень сервиса и вовсе отбрасывают Казахстан во времена Великого шелкового пути...
Все свои надежды отечественные транспортники возлагают на программу “Нурлы Жол”. Если с ее выполнением не возникнет проблем, то транзитный потенциал Казахстана, который сейчас оценивается в 2,5 миллиарда тенге, в будущем может вырасти примерно втрое.

Арсен НУРТАЗИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Продолжение темы в материале "Данияр АШИМБАЕВ: Следить надо не за ртом чиновника, а за его руками"

Поделиться
Класснуть